Общие понятия об аэродроме, его сооружениях и территориях.

В соответствии с Воздушным кодексом все аэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной и аэродромы экспериментальной авиации. К аэродромам государственной авиации относятся военные аэродромы и аэродромы ряда других ведомств (МЧС, МВД, ФСБ и др.)

Существуют различия в применении термина «аэродром» в государственной и гражданской авиации.

В государственной авиацииаэродромом называется комплекс подготовленных участков земной поверхности, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов, а также базирование авиационных частей и подразделений.

Аэродром включает в себя летное поле, служебно-техническую застройку, казарменный городок и жилой городок.

В гражданской авиации используются термины «аэропорт» и «аэродром».

Аэропортомназывают комплекс сооружений, включающих в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этой цели необходимое оборудование (Воздушный кодекс РФ).

Аэродромявляется основной частью аэропорта и определяется как участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. В состав аэропорта входит также служебно-техническая территория (СТТ) – примыкающая к аэродрому часть территории аэропорта, где размещаются здания и сооружения административно-общественного, производственного и другого назначения.

Таким образом, в ВВС аэродром – более широкое понятие, чем в гражданской авиации.

На летном поле аэродрома располагаются летная полоса (ЛП), рулежные дорожки (РД), места стоянок самолетов (МС) и специальные площадки. Схема летной полосы приведена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Схема лётной полосы:

ИВПП – взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием;

ГВПП – взлётно-посадочная полоса с грунтовым (дерновым) покрытием;

1 – боковые полосы безопасности; 2 – концевые полосы безопасности;

3 – полосы воздушных подходов

 

Лётная полоса (ЛП) предназначена для обеспечения взлётов и посадок самолётов. В состав ЛП входят взлётно-посадочная полоса (ВПП) или несколько ВПП, в том числе грунтовые (ГВПП), боковые и концевые полосы безопасности (БПБ и КПБ).

В 90-х годах прошлого века появилось требование о создании на участках, примыкающих к торцам ВПП с искусственным покрытием (ИВПП), концевых полос торможения (КПТ), на которых устраивается покрытие с меньшей жёсткостью, чем на ИВПП. В случае попадания самолёта на КПТ при прекращении взлёта или преждевременном касании при посадке наличие покрытия должно предотвратить повреждение самолёта. Ранее СНиП предусматривал «укрепляемый грунтовый участок, примыкающий к торцу ИВПП».

Длина летной полосы определяется длиной ВПП и концевых полос безопасности.

Ширина летной полосы вычисляется по формуле

ВЛП = ВИВПП + ВГВПП +2ВБПБ , (1)

где ВИВПП – ширина ИВПП; ВГВПП – ширина ГВПП;

ВБПБ – ширина боковой полосы безопасности.

Концы ИВПП соединяются магистральной рулежной дорожкой (МРД). Для быстрого схода самолетов с ВПП после приземления предусматривают соединительные РД. От магистральной РД могут отходить вспомогательные рулежные дорожки к местам стоянок самолетов, специальным площадкам и перронам.

На прилегающей к аэродрому местности, над которой в воздушном пространстве производятся маневры самолетов (в государственной авиации ее называют приаэродромной территорией), нормируются допустимые высоты естественных и искусственных препятствий. Эти ограничения представлены в виде условных горизонтальных и наклонных плоскостей, а также конических поверхностей. Геометрические характеристики поверхностей связаны с летно-техническими характеристиками самолетов и нормируются применительно к классу аэродрома. В настоящее время требования к ограничениям высоты препятствий для военных и гражданских аэродромов имеют отличия. Кроме того, высоты препятствий для районов аэродромов международных аэропортов должны соответствовать и нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО - ICAO), которые в свою очередь отличаются от двух указанных.

Общие размеры участков, где регламентируются высоты препятствий, весьма значительны. Например, для военных аэродромов они могут достигать 70х35 км (рис. 2а). На рис. 2в приведен поперечный разрез для одного из вариантов плоскостей ограничения.

 

 

 

Рис. 2. Приаэродромная территория

а – план частей приаэродромной территории (с – длина, d – ширина, е – средняя часть;

f – крайние части); б – разрез по оси приаэродромной территории; в – разрез по оси воздушных подходов; г – поперечный разрез приаэродромной территории; Н – высота полёта воздушных судов

Размещение в зонах ограничения высоты препятствий зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов самолетов, должно быть согласовано с ведомством, являющимся собственником аэродрома. Кроме того, подлежит согласованию размещение в районе аэродрома объектов, которые могут создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме. Кроме уже упоминавшихся линий связи и электропередачи, к ним относятся различные радиоизлучающие устройства. Сооружение этих объектов должно быть согласовано, кроме ведомства - владельца, еще с целым рядом организаций, в частности, с региональными управлениями гражданской авиации и органами единой системы организации воздушного движения.

Часть территории, прилегающая к летной полосе и простирающаяся в направлении взлетов и посадок самолетов, называется полосой воздушных подходов (ПВП). К высотным препятствиям в ПВП предъявляются особые требования (рис.2б). Очертания плоскостей ограничения препятствий зависят от летно-технических характеристик самолетов и нормируются применительно к классу аэродрома. Для гражданских аэродромов ПВП принимаются различными для взлета и посадки, а для военных – одинаковыми.