Метод архитектурно-пейзажного анализа Л.М. Тверского

 

При обследовании любых объектов ландшафтной архитектуры может быть применен метод архитектурно-пейзажного анализа, предложенный проф. Л.М. Тверским в работе «Архитектурно-пейзажная инвентаризация Павловского парка».

Этот метод позволяет проанализировать построение ландшафтной композиции, выявив роль и значение каждого из ее элементов как в уже существующих объектах, так и во вновь проектируемых.

Разрабатывая метод архитектурно-пейзажного анализа, Тверской исходит из соображения, что парковая композиция воспринимается зрителем постепенно, по мере продвижения его по дорожкам. Из серии впечатлений складывается образ парка. В восприятии пейзажей имеют значение не любые точки или множество точек, расположенных друг за другом, а основные видовые точки, с которых открываются кадры, принципиально отличающиеся от предыдущих и последующих. От совокупности кадров именно с основных видовых точек и зависит впечатление посетителя от композиции в целом.

Метод Л.М. Тверского заключается в том, что прежде всего выявляются основные видовые точки в исторических композициях или намечаются таковые во вновь проектируемых и с них строятся перспективы.

При проектировании нового объекта в перспективу могут вноситься изменения до тех пор, пока она не удовлетворит автора, затем эти изменения переносятся в план. Работая таким образом, можно откорректировать всю вновь создаваемую композицию, а при обследовании исторического объекта получить его исчерпывающий анализ.

Обследование производится следующим образом. Если объект большой, то он разбивается на районы. По каждому району выполняется план, на котором должны быть нанесены все насаждения, контуры водных пространств, сооружения, малые формы, дорожная сеть. На дорожках намечаются основные видовые точки с показом направления главного луча зрения – оптической оси фотоаппарата в момент съемки.

Вся работа оформляется в виде инвентарных карточек. На каждой карточке изображен пейзаж, раскрывающийся с определенной видовой точки. Каждая точка имеет номер, которому соответствует снимок. На некоторых карточках снимки объединены по два или три в одну общую панораму. В этих случаях все направления снимков объединены под одним номером. Для того, чтобы нумерация карточек по отдельным районам была самостоятельной и чтобы не было одинаковых номеров в разных районах, для каждого из ландшафтных районов парка номера отнесены к определенной сотне. Рекогносцировочное обследование парка показало, что для каждого из районов не возникает надобности в большем количестве карточек.

Инвентарная карточка состоит из нескольких форматок размером 18´24 см., соединенных так, что все они могут рассматриваться одновременно. Первая форматка является заглавной. Сверху на ней помещен контактный отпечаток кадра соответствующего пейзажа. Назначение этого отпечатка – облегчить нахождение необходимой карточки без ее развертывания. Слева от кадра имеется надпись, обозначающая район, к которому относится данный пейзаж, справа номер видовой точки.

Вторая форматка (рис. ) служит для нахождения необходимой точки зрения в натуре. Для этой цели на форматке сверху помещен схематический план района с нанесением на нем только той точки, которая нам необходима. По этому плану можно ориентировочно определить расположение данной точки на территории парка. Для более определенного установления точки зрения на местности служит ситуационный план в масштабе 1 : 500, расположенный внизу форматки. На нем показана конфигурация ближайших зеленых насаждений, дороги, канавы и прочие местные особенности, к которым привязана точка.

На третьей форматке (рис. ) изображен план местности в масштабе 1 : 2000, попадающий в угол зрения при съемке. На плане показаны крайние лучи, ограничивающие угол снимка, и главный луч или направление оптической оси аппарата в момент съемки. У стрелки главного луча указан его румб. На плане нанесена вся ситуация местности, причем те части зеленых насаждений, которые видны на снимке, выделены более темной окраской.

Планы, относящиеся к панорамным снимкам, расположены на двух форматках.

На четвертой форматке помещен сверху летний снимок пейзажа и оставлено внизу место для зимнего снимка. На насаждениях, являющихся основными в композиции парка, написаны номера, отвечающие цифрам на плане.

На пятой форматке помещена архитектурно-художественная характеристика пейзажа, состоящая из трех частей: описания пространственной схемы, состояния композиции и сезонных аспектов. Пространственная схема дает представление о типе пейзажа, а также о системе расположения основных элементов композиции. Состояние композиции определяется в результате сравнения нынешнего расположения насаждений с историческими планами и художественной оценкой происшедших изменений. Описание сезонных аспектов имеет целью дать хотя бы приближенное представление о колорите ландшафта в различные времена года.

Профессором Тверским разработан метод построения перспектив с помощью графика, (рис. ) успешно используемый в ландшафтной архитектуре. Не вдаваясь в теоретические обоснования этого метода, ниже рассмотрим чисто практическую рекомендацию применения графика, позволяющего по имеющемуся плану построить перспективу, и, наоборот, имея перспективу или фотографию, построить план.

График рассчитан на план в масштабе 1 : 2000. Если план выполнен в другом масштабе, то нужно изменить цифры, написанные по вертикальной оси, из расчета: интервал между гиперболами в масштабе 1 : 2000 – 2 м., в масштабе 1 : 1000 – 1 м., в масштабе 1: 500 – 0,5 м., и т.д.

Построение перспективы.

1. На участке с плоским рельефом (рис. ). На имеющемся плане в масштабе 1 : 2000 от видовой точки A выбираем нужный нам пейзаж и проводим примерно через его середину главный луч зрения AB и боковые лучи. Угол зрения по методу Тверского принят 53 градуса.

Перпендикулярно главному лучу проводим линию KK – проекцию картинной плоскости с таким расчетом, что все находящееся за ней по отношению к зрителю будет изображено на перспективе.

Построим в перспективе дерево, стоящее в точке С. При масштабе плана 1 : 2000 ширина перспективы будет 40 см. Берем соответствующего размера лист бумаги, на котором проводим вертикальную линию (проекцию главного луча), делящую лист пополам, и в нижней части листа линию, перпендикулярную вертикальной, - линию горизонта ГГ. Условимся, что линия горизонта поднята над уровнем земли на 2 метра. При построении дерева в перспективе необходимо найти место расположения оси дерева и его высоту.

Место расположения оси дерева определяется следующим образом. На плане измерителем берется расстояние от точки С до линии КК, т.е. отрезок a, называемый глубиной расположения дерева. Этот отрезок а откладывается на графике по оси ОХ. Получаем точку М, из которой восстанавливаем перпендикуляр. Снова возвращаемся к плану и берем расстояние от точки С до главного луча, т.е. отрезок б, который откладываем на графике по вертикальной оси там, где написаны цифры. По соответствующей гиперболе ведем его до пересечения с перпендикуляром, восстановленным из точки М. Отрезок в будет искомым расстоянием оси дерева от главного луча в перспективе. Отложив на перспективе отрезок в вправо от проекции главного луча и проведя через полученную точку вертикальную линию, получим расположение оси дерева.

Теперь найдем высоту дерева в перспективе. Для этого нужно знать или задаться истинной высотой дерева. Предположим, что высота дерева 20 метров. От найденной раньше точки М на графике восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с гиперболой 20 в точке Т. Отрезок МТ и будет искомой высотой дерева. Часть отрезка МТ будет расположена ниже линии горизонта, а часть выше. Поскольку мы условились, что линия горизонта проведена над землей на высоте 2 м., то, следовательно, отрезок г от точки М до пересечения с гиперболой 2 нужно на перспективе отложить по оси дерева вниз от линии горизонта, а отрезок д – вверх от линии горизонта. Высота дерева найдена. При помощи аналогичного построения можно найти места расположения и высоты всех элементов пейзажа, входящих в данный угол зрения.

2. На участке с выраженным рельефом (рис. ). Ось расположения дерева и его высота в перспективе определяются точно так же, как в только что рассмотренном случае. Дело сводится к определению двух-трех заданных высот или к построению рельефа по имеющемуся плану с горизонталями.

Сначала рассмотрим случай с заданными высотами. Предположим, что лиственное дерево стоит на 10 м. выше отметки поверхности земли, а хвойное – на 4 м. ниже. Высота холма в 10 м. определяется на графике на перпендикуляре, восстановленном из точки М, полученной при нахождении оси лиственного дерева в перспективе. Отрезок от точки М до пересечения с гиперболой 10 будет высотой холма в перспективе. Но нужно учесть, что над линией горизонта холм поднимается на 8 м. Следовательно, на графике нужно взять часть этого отрезка, заключенную между гиперболами 2 и 10, т.е. отрезок е и этот отрезок отложить на перспективе по линии оси дерева вверх от линии горизонта. Полученная точка и будет вершиной холма, на котором стоит лиственное дерево.

При расположении хвойного дерева на 4 м. ниже средней отметки земли нужно прежде всего найти эту отметку в перспективе так же, как это делается для случая с плоским рельефом. После этого, взяв на графике расстояние по соответствующему перпендикуляру до пересечения с гиперболой 4, отложить его на перспективе от отметки земли ниже по линии оси дерева. Полученная точка будет отвечать понижению, на котором расположено хвойное дерево.

При наличии плана с горизонталями сначала перепишем обозначения горизонталей по отношению к линии горизонта, т.е. нижняя горизонталь 55 будет на 2 м. ниже уровня горизонта, а горизонталь 60 – на 3 м. выше и т.д. Далее наметим точки перегиба горизонталей и построим их положение в перспективе точно таким же образом, как строится положение и высота дерева. Соединив полученные точки, получим очертание рельефа в перспективе.

Предположим, что на горизонтали +8 стоит дерево высотой 20 м. По графику находим ось расположения и высоту дерева в перспективе так, как это было рассказано выше. Пересечение оси дерева с горизонталью +8 будет местом нахождения дерева в перспективе. Отложив от этой точки найденную высоту, получим расположение дерева на рельефе.

 

Построение плана.

На имеющейся перспективе или фотографии проводим вертикальную линию (проекцию главного луча), делящую изображение примерно пополам (рис. ). На листе, приготовленном для построения плана, проводим по середине вертикальную линию – главный луч и ближе к нижнему краю листа – линию, ей перпендикулярную, - проекцию картинной плоскости. Имея изображение деревьев в перспективе, всегда можно предположить, какова будет их высота в натуре. Условимся, что высота лиственного дерева будет 20 м., а хвойного 25 м. Найдем положение лиственного дерева в плане. Для этого берем измерителем в перспективе его высоту е и откладываем ее на графике по оси ОХ до пересечения с гиперболой 20. Из этой точки опускаем перпендикуляр на ось ОХ, получаем точку М. Отрезок а будет глубиной расположения дерева. Откладываем расстояние а на плане вверх от горизонтальной линии и проводим через полученную точку линию, ей параллельную. Где-то на этой линии будет расположено дерево.

Теперь найдем положение дерева в плане по отношению к главному лучу. Для этого берем на перспективе расстояние от оси дерева до главного луча – отрезок и, откладываем его на графике от точки М по перпендикуляру. По гиперболе, с которой он пересечется (в данном случае обозначенной пунктирной линией), ведем вправо до конца. Расстояние от оси ОХ до начала соответствующей гиперболы (пунктирной линии) и будет искомой величиной. Отложив это расстояние на плане от главного луча по линии глубины влево, получим место расположения дерева на плане. Повторив аналогичным образом построение для всех деревьев, изображенных на перспективе, получим их расположение в плане.

Умение строить перспективы по плану и плана по имеющейся перспективе совершенно необходимо при проектировании ландшафтных объектов. График дает возможность делать эти построения быстро и точно. При определенном навыке пользование графиком чрезвычайно просто.