Методы исследования и реконструкции парковых комплексов

Изменчивость садов и парков, «текучесть» во времени затрудняет передачу эстетической информации от поколения к поколению по сравнению с литературой, скульптурой, живописью и архитектурой.

 

Суть пейзажного искусства состоит в устойчивости ландшафтной основы, а историческая преемственность в садовом зодчестве имеет принципиальное значение.

 

 

Ландшафтная архитектура является искусством очень своеобразным, так как имеет дело с живым видоизменяющимся строительным материалом, требующим постоянного профессионального надзора и поддержания. Если таковые отсутствуют, то композиции утрачивают характер произведений искусства, превращаясь просто в зеленые территории. Это обстоятельство стало одной из основных причин, из-за которых до наших дней дошло относительно небольшое количество памятников садово-паркового искусства.

В 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров, дворцово-парковые ансамбли страны были объявлены собственностью народа и взяты под государственную охрану. В том же году был создан орган по охране памятников, в дальнейшем преобразованный в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП).

Каждый дворцово-парковый ансамбль представляет собой объемно-пространственную композицию, построенную по определенному замыслу, со всеми стилистическими особенностями, отвечающими периоду ее создания.

Дворцы, павильоны и парки являются частями одного целого, взаимно дополняющими друг друга.

Как правило, завершенный облик ансамбли приобретали постепенно, в течение 40-50 лет.

Реставрационные работы в парках проводились на всем протяжении их существования, но все они носили локальный характер. К 1930-м годам стало очевидным, что в недалеком будущем наступит необходимость в проведении больших реставрационных работ. Возраст деревьев исторических парков к тому времени превысил 200 лет, бессистемные подсадки конца XIX – начала XX вв. и переделка отдельных участков привели к утрате характерных стилистических особенностей.

 

Возникшая проблема привлекла внимание крупных специалистов в области ландшафтной архитектуры.

В конце 30-х годов канд. арх. Т.Б. Дубяго был сделан анализ композиции Летнего сада, проф. Л.М. Тверским и арх. Л.Д. Акоповой в 1940 г. было проведено обследование ландшафтов части Павловского парка и разработана методика архитектурно-пейзажного анализа.

После окончания войны начались работы по реставрации разрушенных дворцов и павильонов в парках. Возникла необходимость замены старых, больных и поврежденных деревьев на молодые, ремонт дренажных и водных систем, прокладка или ремонт подземных коммуникаций, дорожек, площадок и пр.

Реставрация произведений садово-паркового искусства не сводится к буквальному воспроизведению композиций периода расцвета. От автора требуется гораздо большее: при сохранении стилистических особенностей ансамбля в целом необходимо, как правило, считаться с последующими наслоениями, с сохранившимися старыми деревьями, изменением назначения ансамбля, большими потоками посетителей и еще целым рядом факторов, вплоть до современных методов эксплуатации парков. Однако все новые требования должны быть так продуманы и учтены, чтобы они не нарушали общего принципа решения ансамбля периода его расцвета.

Реставрация исторических объектов является самой сложной областью ландшафтной архитектуры: она требует от автора знаний истории градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства, ландшафтного искусства, дендрологии, почвоведения, мелиорации и др.

При выполнении проектов и осуществлении их в натуре был выработан целый ряд положений принципиального характера, а также много практических рекомендаций. В частности, это относится к предпроектной и проектной документации. В процессе работы выяснилось, что имеющиеся нормативные данные далеко не всегда соответствуют задачам и требованиям этой специфической области.

Представляется, что практический опыт ленинградских реставраторов может быть использован в качестве основы при разработке специальной инструкции и норм в области восстановлении исторических объектов ландшафтной архитектуры.

В настоящее время охране и восстановлению подлежат не только памятники садово-паркового искусства, но и имеющие художественную, историческую и мемориальную ценность бульвары, скверы, парки культуры и отдыха, парки Победы, мемориалы, некоторые ведомственные территории и прочие объекты ландшафтной архитектуры многих городов нашей страны.