Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы

Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не со­впадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими род­ственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мыш­ление другого человека как на некий образец существенно по­вышает показатели социального обучения.

Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каж­дый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведени­ем лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реаль­ной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социаль­ного конструирования. Создаваемые специально референтные

группы находятся под контролем их создателей определенное вре­мя, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы ста­новятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негатив­ная референтная группа представляется в качестве нежелатель­ного примера. Все эталонные группы делятся на: информаци­онные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные.

Социальные группы оказывают влияние на каждого инди­вида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят депер­сонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каж­дое изменение в сознании индивида может отразиться на со­знании группы и общества в целом.

Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной си­туации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека.

Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых соци­альных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношени­ях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем.

В больших социальных группах ситуации риска носят мас­штабный характер, и таким образом в них могут быть вовлече­ны не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски про­текают менее заметно, на уровне определения лидерства и за­нимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локаль­ный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индиви­ду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности.

Социальная ингибиция как психологический эффект прояв­ляется в виде снижения уровня производительности труда, ког­да индивид ощущает вымышленного им же соперника, недру­га, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для слож­ных видов деятельности.

Вопросы и задания для повторения

1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и из­менения приоритетов среды в современных условиях.

2. Каковы процессы формирования малых групп и их ме­сто в общей структуре социума?

3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микро­структура» в социальной психологии.

4. Объясните необходимость существования лидера в груп­пах, его функции, цели, задачи.

5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе.

6. Назовите три главных направления изучения формиро­вания коллективного субъекта как лидера своей груп­пы, раскройте их идеи и значение.

7. Какие бывают типы управления коллективом?

8. Раскройте понятие социальной общности, необходи­мость ее изучения и возможные направления развития.

9. Объясните значение понятия «референтная группа».

10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формиро­вания, время действия.

.