Идентификация личности с группой. Референтные группы. Эффекты социального влияния группы
Каждый человек представляет собой личность, цели и задачи которой могут совпадать или не совпадать с целями и идеологией группы. Общепринято мнение, что идентификация личности — это некий четкий механизм, подразумевающий наличие эмоциональной связи ее с другими представителями группы и общества. Идентификация может быть разной, например общение с родителями и другими родственниками. Идентификация часто приводит к уподоблению, в основном неосознанному. Ориентация на действия и мышление другого человека как на некий образец существенно повышает показатели социального обучения.
Термин «референтная группа» был предложен в 1942 г. Он подразумевает существование группы, которая используется как некий цензор поведения или мышления индивида. Каждый человек сравнивает себя с группой, ее целями, поведением лидера, и в данном случае референтная группа становится эталоном. В зависимости от ситуации она может быть реальной и вымышленной.Часто референтная группа формируется в результате социального конструирования. Создаваемые специально референтные
группы находятся под контролем их создателей определенное время, после завершения экспериментов группу ликвидируют или же переводят в ряд обычных групп. Случается, что группы становятся примерами для других неведомо для себя. По характеру референтные группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная референтная группа (реальная или воображаемая) всегда является образцом для других. Негативная референтная группа представляется в качестве нежелательного примера. Все эталонные группы делятся на: информационные как источники надежной информации, ценностные и самоидентификационные.
Социальные группы оказывают влияние на каждого индивида. В результате таких влияний люди могут изменять свои привычки и мышление. К таким изменениям относят деперсонализацию, сдвиг к риску, фасилитацию и ингибицию. Каждое изменение в сознании индивида может отразиться на сознании группы и общества в целом.
Деперсонализация («антиличность») выражается в различных нарушениях деятельности сознания индивида. В результате у индивида может возникнуть чувство собственной измененно-сти, отчужденности. Обычно деперсонализация проявляется при психических заболеваниях, сложной эмоциональной ситуации. В некоторых случаях деперсонализация может стать причиной необратимых изменений психики человека.
Сдвиг к риску возникает как в больших, так и в малых социальных группах, однако риск проявляет себя лишь в отношениях власти той или иной группы. Риск — это некий переломный момент, возникающий во временном русле, между спокойно протекающей ситуацией и кризисным моментом. В социальной психологии рискогенные ситуации проявляются в личностных взаимоотношениях, при обнаружении того или иного круга проблем.
В больших социальных группах ситуации риска носят масштабный характер, и таким образом в них могут быть вовлечены не только властные структуры, но и представители других сфер деятельности. В малых же социальных группах риски протекают менее заметно, на уровне определения лидерства и занимаемой главенствующей позиции, т.е. носят более локальный характер Социальная фасилитация проявляется как помощь индивиду в виде появления видимого или вымышленного соперника, как мотивация к повышению эффективности деятельности.
Социальная ингибиция как психологический эффект проявляется в виде снижения уровня производительности труда, когда индивид ощущает вымышленного им же соперника, недруга, просто наблюдателя. Часто ингибиция характерна для сложных видов деятельности.
Вопросы и задания для повторения
1. Объясните понятия первичной и вторичной сред и изменения приоритетов среды в современных условиях.
2. Каковы процессы формирования малых групп и их место в общей структуре социума?
3. Раскройте смысл терминов «макроструктура» и «микроструктура» в социальной психологии.
4. Объясните необходимость существования лидера в группах, его функции, цели, задачи.
5. Объясните сущность понятия «комформность», условия его возникновения, значение в социальном обществе.
6. Назовите три главных направления изучения формирования коллективного субъекта как лидера своей группы, раскройте их идеи и значение.
7. Какие бывают типы управления коллективом?
8. Раскройте понятие социальной общности, необходимость ее изучения и возможные направления развития.
9. Объясните значение понятия «референтная группа».
10.В чем суть эффектов социального влияния группы: фа-силитации, ингибиции, деперсонализации, сдвига к риску? Объясните их значение, особенности формирования, время действия.
.