Психологическая характеристика коллективной деятельности

Стремление людей принадлежать определенным группам всегда было сильно, особенно в тех случаях, когда в их жизни были установлены строгие рамки, ограничивающие их деятельность. Такое состояние называется конформностью. Социаль­но ненадежные люди особенно комформны, так как им необ­ходимо самоутвердится, найти себе опекуна, быть значимыми для других.

Конформность наблюдается в тюрьмах, религиозных общи­нах; она дает исчерпывающее объяснение скрытым желаниям и поступкам освобожденных из заключения, военнослужащим, всем, кто долгое время находился в сложных условиях. Мно­гие из них активно участвовали в создании норм и законов груп­пы, которой они были особенно комформны. После смены окружения и среды обитания такие люди долго и с трудом при­выкают к новым условиям, вследствие чего многие стараются вернуться к прежней жизни.

Большинство групп устойчиво, стремится к внутреннему равновесию и успеху во внешнем мире. Однако состояние групп может изменяться под влиянием внутренних или внешних фак­торов. К внутренним "факторам можно отнести стремление к власти отдельных членов группы, появление новых руководителей.




Ведущей характеристикой в оценке деятельности группы была названа целенаправленность. При изучении малых групп как основного звена в системе общества возникают закономерные вопросы относительно фор­мирования, функционирования отдельных членов, выбора ли­дера. Отечественная психология представлена в мировой соци­альной психологии научными работами Б. Д. Парыгина, кото­рый выделил основные характеристики лидерства в группах:

1)лидер группы обязан осуществлять функцию регуляции официальных отношений;

2)лидерство в группах формируется только в микросреде;

3)лидерство всегда возникает стихийно, выдвижение лиде­ра основано только на сиюминутных предпочтениях группы;

4)лидерство как явление нестабильно;

5)руководство группой обладает конкретно-определенной системой выбора;

6)лидер принимает точные, конкретные решения в зависи­мости от обстоятельств;

7)лидерство предполагает управление только малой груп­пой.

На важность изучения процесса формирования лидерства в малых группах обращали внимание многие ученые из разных областей науки: философы, социологи и социальные психо­логи.

По общему согласованному мнению, лидерство является важным способом интеграции и дифференциации групповой, массовой и коллективной деятельность людей. Социально-пси­хологические механизмы влияния на человека в группе и на группу в обществе значительно важнее, нежели частные меха­низмы.

Понятие лидерства часто определяется как метод достиже­ния поставленной задачи группой. Кроме того, лидерство опре­деляют как внутригрупповую атмосферу на фоне активности взаимодействия членов группы между собой и с лидером груп­пы. Формирование и деятельность любой группы требует выяв­ления новых лидеров на каждой ступени управления.

Лидерство является стержнем любой группы и ее деятель­ности: отсутствует лидер — распадается группа. Н. С. Жвребова полагает, что «лидерство есть социально-психологическое яв ление, которое существует во всех человеческих обществах»




Ее научные исследования формирования и деятельности груп­пы построены на основании обязательного существования ли­дерства.Жеребова отмечает, что основная черта лидерства — сход­ство. В отличие от ранних времен, современный вид лидерства построен не на традиции, а на изменчивых психологических характеристиках. Современный лидер обязан обладать разны­ми качествами для того, чтобы сохранять за собой это звание. Лидеру необходимо быть на порядок выше остальных членов группы по умственным, моральным и физическим качествам. Формирование коллектива полностью зависит от его соци­альной жизни, так как внутреннее содержание обусловливает поступки человека и, как следствие, его жизнь. Для анализа процесса социализации человека необходимо познакомиться с документальным материалом о его жизни, узнать о его биогра­фии, взаимоотношениях с окружающими, планах на будущее. Коллективные задатки заложены глубоко в подсознании и мо­гут проявляться в самых разных сферах жизнедеятельности.

Сильные коллективные задатки часто выражаются в лидер­ских качествах, и человек становится лидером; слабые задатки приводят к тому, что человек считается средним или посред­ственным членом коллектива. В случае, когда слабый коллек­тивист не может проявить себя, он уходит в себя и становится отшельником в коллективе. Некоторые люди становятся от­шельниками в прямом смысле, посвящая свою жизнь религии, послушанию. Но и в религиозных коллективах всегда находится человек, который проявляется намного ярче остальных, поэто­му и в таких коллективах всегда есть лидеры.

Разница между коллективными и неколлективными, асо­циальными субъектами выражается в их поведении, постанов­ке целей и задач, методах их реализации и адекватности ответ­ных поступков в среде обитания. Официально лидеры и кол­лективные субъекты могут признаваться с согласия самого общества, но могут и не признаваться, т.е. становиться вне норм и законов общества. Гуманизм и терпимость часто порождают сообщества и коллективы, сформированные неадекватными лидерами, и в соотношении «общество — субъект» наступает дисбаланс. Искать объяснение подобным явлениям можно в


человеческой деятельности, в психологии мыш­ления, воспитании и среде обитания.

Зарубежные психологи и социологи предлагают три глав­ных направления изучения формирования коллективного субъекта как лидера своей группы. Первое направление пред­ставляет теорию врожденных черт коллективного субъекта как лидера и его природные способности организовывать вокруг себя других людей в коллектив. Второе направление — теория лидерства как функции группы и третье — изучение ситуации, предполагающей возникновение коллективного субъекта.

Первая теория основана на проявлении ярких черт лично­сти как повода для создания коллектива с централизованным «Я». Ее сторонниками считаются Р. Берд, Э. Росс, А. Хендри, Г. Стогдилл и другие социологи и психологи. Однако выяс­нилось, что теория не выдерживает никакой критики, так как психология человека намного сложнее, чем предполагали ис­следователи. Сторонники второй теории (возникновения кол­лективного субъекта и лидерских качеств этого субъекта) изу­чали черты каждого человека как конкретную функцию со­зданной группы. К. Левин, Д. Холпин, М. Аргайл и др. считали, что человек не может развиваться вне коллектива, однако про­тивники этой теории приводили примеры того, как люди в одиночестве занимались самообучением и становились непло­хими специалистами.

Н. Триплет, Н. Коупленд, Р. Крачфилд изучали теорию ли­дерства как функцию ситуации. Они предлагали свои выводы относительно коллективных субъектов, которые не стали ли­дерами в своей группе, но стали ее неотъемлемой частью. Их интересовало, почему человек в одной группе становится ли­дером, а в другой не может этого добиться. Кроме того, им было интересно, какие причины становятся значимыми для форми­рования личности в коллективе, какие ситуационные призна­ки оказывают влияние на этот процесс.

Коллективные черты человека должны соответствовать требованиям и установкам этого коллектива. Объединение в группы всегда отвечало требованиям коллективной защиты. В данном случае был необходим лидер или тот, кто вел органи­зационную работу среди группы, контролировал группу. Раз­розненность в коллективе всегда приводит к его распаду. Кол­лективное сообщество всегда должно развиваться для сохра-

нения своих границ и функций. В данном случае численность не играет роли, но следует учитывать, что чем больше субъек­тов в коллективе, тем больше процент разобщенности в нем.

Жеребова в процессе изучения социализации коллектива пришла к выводу, что функции группового лидераотражают со­стояние группы. Она выделила следующие функции: первая, исполнительская, заключается в координации всех действий группы, вторая — в процессе планирования работы группы. Третья функция — это установление целей и основных средств их достижения, четвертая — информационная функция. Пя­тая — представительство группы во внешних связях общества. Шестая функция — контроль внутренних связей членов груп­пы, седьмая заключается в поощрении или наказании, восьмая функция — арбитраж и посредничество. Немного позже к ним присоединили функцию воспитания молодого поколения с учетом требований коллектива, времени, внешнего сообще­ства и др.

Каждый коллективный субъект обязан поддерживать отно­шения с другими. Для поддержания статуса коллектива любо­му объединению людей необходимо выполнять ряд функций. Степень важности и сложности каждой функции определяется задачами и целями, которые ставит перед собой коллектив. Каждый член коллектива в зависимости отличных способнос­тей, черт характера, возраста, состояния здоровья и других фак­торов наделяется обязанностями и правами.

При изучении групп и коллективов исследователям следует учитывать временные границы существования группы, так как во временных группах не могут решаться многие задачи, харак­терные для долговременных коллективов. Временные коллек­тивы создаются субъектами с конкретной целью, после дости­жения которой, как правило, распадаются. Долговременные и постоянные коллективы создаются для долгосрочных проектов.

Коллективы самостоятельно выбирают тип управления в своей среде, который может быть одним из двух: авторитар­ный и демократический. Авторитарный тип управления харак­теризуется ориентированием на личность лидера или руково­дителя коллектива, подразумевает единоличное определение направления развития коллектива, форм взаимодействия, груп­пового мышления, установление требований и запретов. Ав­торитаризм — это абсолютная власть одного человека над всей деятельностью коллектива. Все значимые вопросы решаются только с разрешения авторитарной личности.

Демократический тип управления основан на распределении всех обязанностей между максимально большим числом субъектов коллектива. В отличие от авторитарного, демокра­тический лидер не концентрирует в одних руках все функции и права, а равномерно распределяет их между всеми членами коллектива. Еще одно отличие демократического типа от ав­торитарного заключается в поощрении развития взаимоотно­шений между субъектами коллектива и другими коллектива­ми. Планирование действий коллектива проводится сообща и с учетом большинства мнений, что способствует объединению и полноценному развитию личности в коллективе и обществе в целом.

Авторитарный тип управления отрицает такой подход к раз­витию личности, предполагает ограничение общения между субъектами коллектива, их деятельности в коллективе. В ре­зультате такого управления неизбежно возникает напряжение и дискомфорт большинства субъектов коллектива, и в кризис­ный момент начинается борьба с типом управления, с лиде­ром, придерживающимся его.

Отечественная социология и психология социального взаимодействия в ми­ровой практике представлены научными разработками, теори­ями и достижениями Г. М. Андреевой, И. П. Волкова, Э. А. Гансовой, В. Д. Гончарова, Ю. А. Замошкина, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, И. С. Полонского, Б. Д. Парыгина, А. Г. Сороковой, Л. И. Уманского и многих других исследователей.