Психологическая характеристика коллективной деятельности
Стремление людей принадлежать определенным группам всегда было сильно, особенно в тех случаях, когда в их жизни были установлены строгие рамки, ограничивающие их деятельность. Такое состояние называется конформностью. Социально ненадежные люди особенно комформны, так как им необходимо самоутвердится, найти себе опекуна, быть значимыми для других.
Конформность наблюдается в тюрьмах, религиозных общинах; она дает исчерпывающее объяснение скрытым желаниям и поступкам освобожденных из заключения, военнослужащим, всем, кто долгое время находился в сложных условиях. Многие из них активно участвовали в создании норм и законов группы, которой они были особенно комформны. После смены окружения и среды обитания такие люди долго и с трудом привыкают к новым условиям, вследствие чего многие стараются вернуться к прежней жизни.
Большинство групп устойчиво, стремится к внутреннему равновесию и успеху во внешнем мире. Однако состояние групп может изменяться под влиянием внутренних или внешних факторов. К внутренним "факторам можно отнести стремление к власти отдельных членов группы, появление новых руководителей.
Ведущей характеристикой в оценке деятельности группы была названа целенаправленность. При изучении малых групп как основного звена в системе общества возникают закономерные вопросы относительно формирования, функционирования отдельных членов, выбора лидера. Отечественная психология представлена в мировой социальной психологии научными работами Б. Д. Парыгина, который выделил основные характеристики лидерства в группах:
1)лидер группы обязан осуществлять функцию регуляции официальных отношений;
2)лидерство в группах формируется только в микросреде;
3)лидерство всегда возникает стихийно, выдвижение лидера основано только на сиюминутных предпочтениях группы;
4)лидерство как явление нестабильно;
5)руководство группой обладает конкретно-определенной системой выбора;
6)лидер принимает точные, конкретные решения в зависимости от обстоятельств;
7)лидерство предполагает управление только малой группой.
На важность изучения процесса формирования лидерства в малых группах обращали внимание многие ученые из разных областей науки: философы, социологи и социальные психологи.
По общему согласованному мнению, лидерство является важным способом интеграции и дифференциации групповой, массовой и коллективной деятельность людей. Социально-психологические механизмы влияния на человека в группе и на группу в обществе значительно важнее, нежели частные механизмы.
Понятие лидерства часто определяется как метод достижения поставленной задачи группой. Кроме того, лидерство определяют как внутригрупповую атмосферу на фоне активности взаимодействия членов группы между собой и с лидером группы. Формирование и деятельность любой группы требует выявления новых лидеров на каждой ступени управления.
Лидерство является стержнем любой группы и ее деятельности: отсутствует лидер — распадается группа. Н. С. Жвребова полагает, что «лидерство есть социально-психологическое яв ление, которое существует во всех человеческих обществах»
Ее научные исследования формирования и деятельности группы построены на основании обязательного существования лидерства.Жеребова отмечает, что основная черта лидерства — сходство. В отличие от ранних времен, современный вид лидерства построен не на традиции, а на изменчивых психологических характеристиках. Современный лидер обязан обладать разными качествами для того, чтобы сохранять за собой это звание. Лидеру необходимо быть на порядок выше остальных членов группы по умственным, моральным и физическим качествам. Формирование коллектива полностью зависит от его социальной жизни, так как внутреннее содержание обусловливает поступки человека и, как следствие, его жизнь. Для анализа процесса социализации человека необходимо познакомиться с документальным материалом о его жизни, узнать о его биографии, взаимоотношениях с окружающими, планах на будущее. Коллективные задатки заложены глубоко в подсознании и могут проявляться в самых разных сферах жизнедеятельности.
Сильные коллективные задатки часто выражаются в лидерских качествах, и человек становится лидером; слабые задатки приводят к тому, что человек считается средним или посредственным членом коллектива. В случае, когда слабый коллективист не может проявить себя, он уходит в себя и становится отшельником в коллективе. Некоторые люди становятся отшельниками в прямом смысле, посвящая свою жизнь религии, послушанию. Но и в религиозных коллективах всегда находится человек, который проявляется намного ярче остальных, поэтому и в таких коллективах всегда есть лидеры.
Разница между коллективными и неколлективными, асоциальными субъектами выражается в их поведении, постановке целей и задач, методах их реализации и адекватности ответных поступков в среде обитания. Официально лидеры и коллективные субъекты могут признаваться с согласия самого общества, но могут и не признаваться, т.е. становиться вне норм и законов общества. Гуманизм и терпимость часто порождают сообщества и коллективы, сформированные неадекватными лидерами, и в соотношении «общество — субъект» наступает дисбаланс. Искать объяснение подобным явлениям можно в
человеческой деятельности, в психологии мышления, воспитании и среде обитания.
Зарубежные психологи и социологи предлагают три главных направления изучения формирования коллективного субъекта как лидера своей группы. Первое направление представляет теорию врожденных черт коллективного субъекта как лидера и его природные способности организовывать вокруг себя других людей в коллектив. Второе направление — теория лидерства как функции группы и третье — изучение ситуации, предполагающей возникновение коллективного субъекта.
Первая теория основана на проявлении ярких черт личности как повода для создания коллектива с централизованным «Я». Ее сторонниками считаются Р. Берд, Э. Росс, А. Хендри, Г. Стогдилл и другие социологи и психологи. Однако выяснилось, что теория не выдерживает никакой критики, так как психология человека намного сложнее, чем предполагали исследователи. Сторонники второй теории (возникновения коллективного субъекта и лидерских качеств этого субъекта) изучали черты каждого человека как конкретную функцию созданной группы. К. Левин, Д. Холпин, М. Аргайл и др. считали, что человек не может развиваться вне коллектива, однако противники этой теории приводили примеры того, как люди в одиночестве занимались самообучением и становились неплохими специалистами.
Н. Триплет, Н. Коупленд, Р. Крачфилд изучали теорию лидерства как функцию ситуации. Они предлагали свои выводы относительно коллективных субъектов, которые не стали лидерами в своей группе, но стали ее неотъемлемой частью. Их интересовало, почему человек в одной группе становится лидером, а в другой не может этого добиться. Кроме того, им было интересно, какие причины становятся значимыми для формирования личности в коллективе, какие ситуационные признаки оказывают влияние на этот процесс.
Коллективные черты человека должны соответствовать требованиям и установкам этого коллектива. Объединение в группы всегда отвечало требованиям коллективной защиты. В данном случае был необходим лидер или тот, кто вел организационную работу среди группы, контролировал группу. Разрозненность в коллективе всегда приводит к его распаду. Коллективное сообщество всегда должно развиваться для сохра-
нения своих границ и функций. В данном случае численность не играет роли, но следует учитывать, что чем больше субъектов в коллективе, тем больше процент разобщенности в нем.
Жеребова в процессе изучения социализации коллектива пришла к выводу, что функции группового лидераотражают состояние группы. Она выделила следующие функции: первая, исполнительская, заключается в координации всех действий группы, вторая — в процессе планирования работы группы. Третья функция — это установление целей и основных средств их достижения, четвертая — информационная функция. Пятая — представительство группы во внешних связях общества. Шестая функция — контроль внутренних связей членов группы, седьмая заключается в поощрении или наказании, восьмая функция — арбитраж и посредничество. Немного позже к ним присоединили функцию воспитания молодого поколения с учетом требований коллектива, времени, внешнего сообщества и др.
Каждый коллективный субъект обязан поддерживать отношения с другими. Для поддержания статуса коллектива любому объединению людей необходимо выполнять ряд функций. Степень важности и сложности каждой функции определяется задачами и целями, которые ставит перед собой коллектив. Каждый член коллектива в зависимости отличных способностей, черт характера, возраста, состояния здоровья и других факторов наделяется обязанностями и правами.
При изучении групп и коллективов исследователям следует учитывать временные границы существования группы, так как во временных группах не могут решаться многие задачи, характерные для долговременных коллективов. Временные коллективы создаются субъектами с конкретной целью, после достижения которой, как правило, распадаются. Долговременные и постоянные коллективы создаются для долгосрочных проектов.
Коллективы самостоятельно выбирают тип управления в своей среде, который может быть одним из двух: авторитарный и демократический. Авторитарный тип управления характеризуется ориентированием на личность лидера или руководителя коллектива, подразумевает единоличное определение направления развития коллектива, форм взаимодействия, группового мышления, установление требований и запретов. Авторитаризм — это абсолютная власть одного человека над всей деятельностью коллектива. Все значимые вопросы решаются только с разрешения авторитарной личности.
Демократический тип управления основан на распределении всех обязанностей между максимально большим числом субъектов коллектива. В отличие от авторитарного, демократический лидер не концентрирует в одних руках все функции и права, а равномерно распределяет их между всеми членами коллектива. Еще одно отличие демократического типа от авторитарного заключается в поощрении развития взаимоотношений между субъектами коллектива и другими коллективами. Планирование действий коллектива проводится сообща и с учетом большинства мнений, что способствует объединению и полноценному развитию личности в коллективе и обществе в целом.
Авторитарный тип управления отрицает такой подход к развитию личности, предполагает ограничение общения между субъектами коллектива, их деятельности в коллективе. В результате такого управления неизбежно возникает напряжение и дискомфорт большинства субъектов коллектива, и в кризисный момент начинается борьба с типом управления, с лидером, придерживающимся его.
Отечественная социология и психология социального взаимодействия в мировой практике представлены научными разработками, теориями и достижениями Г. М. Андреевой, И. П. Волкова, Э. А. Гансовой, В. Д. Гончарова, Ю. А. Замошкина, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, И. С. Полонского, Б. Д. Парыгина, А. Г. Сороковой, Л. И. Уманского и многих других исследователей.