Тема 5. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД.

Тема 4. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

 

Государственным органам, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять ОРД, выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих органов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим ОРД на территории соответствующих субъектов РФ

Денежные средства на осуществление ОРД выделяются сотрудникам всех оперативных аппаратов, подразделений ОВД по статье 9 сметы расходов МВД РФ. Руководители ОВД, их оперативных служб призваны обеспечить эффективное и рациональное расходование этих денежных средств в пределах выделенных ассигнований.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие ОРД, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов РФ.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите источники финансирования ОРД.

2. Кто осуществляет контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на ОРД?

 

Из положения части 1 ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о привлечении лиц к подготовке и проведению ОРМ с сохранением по желанию этих граждан конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, следует, что содействие лиц указанным органам может проходить на гласной и негласной основе.

Привлечение граждан к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может проявляться, в частности, в предоставлении для временного использования принадлежащего им имущества, в том числе автотранспорта, жилища и т.д., в использовании помощи таких граждан для наблюдения за лицами и фактами, представляющими оперативный интерес, проведение контрольных закупок, а также других ОРМ, результаты осуществления которых в дальнейшем могут быть преданы гласности, а граждане, участвовавшие в их проведении, допрошены в качестве свидетелей по уголовному делу и т. д.

Законодатель использует термины: «конфиденциальное содействие» и «конфиденциальное сотрудничество». Первый из них по своему содержанию является более емким. Конфиденциальное содействие включает в себя конфиденциальное сотрудничество лиц с органами, осуществляющими ОРД, а также иные формы привлечения граждан к оказанию этим органам помощи в решении задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Одной из этих форм является оперативный контакт. Такое содействие может носить несистематический и даже разовый характер. Конфиденциальное же сотрудничество предполагает регулярное выполнение гражданами взятых на себя обязательств участвовать в подготовке и проведении ОРМ.

Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами, осуществляющими ОРД - это основанное на положениях закона привлечение граждан в установленном специальным ведомственным нормативным актом порядке к негласному сотрудничеству в целях борьбы с преступностью. Привлечение граждан к подготовке и проведению ОРМ в иных формах оказания ими содействия ОВД в решении задач борьбы с преступностью (наблюдение, производство контрольных закупок и т.д.), в том числе, на основе оперативного контакта, не относится к конфиденциальному сотрудничеству с ОВД. Привлечение граждан к подготовке или проведению ОРМ, в том числе, к оказанию содействия на основе конфиденциального сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, во всех случаях должно осуществляться с согласия лиц, привлекаемых к этой работе.

Конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, прежде всего, означает, что сведения о лицах, оказывающих такое содействие, не подлежат оглашению.

Конфиденциальное содействие граждан правоохранительным органам может быть реализовано в различных видах, как в гласной, так и негласной формах, но при этом необходимо учитывать, что реально располагают значимой информацией и в состоянии оказать существенную помощь ограниченный круг лиц. Безусловно, это лица, постоянно находящиеся или часто контактирующие с преступными слоями общества. Учитывая необходимость и целесообразность взаимодействия государства с этими лицами, Законодательство четко ограничивает круг таких лиц особыми требованиями: возраст, дееспособность, степень общественной вины за совершенные противоправные деяния, значимость оказанной ими помощи в решении задач ОРД и исключает возможность взаимодействия на контрактной основе с лицами, имеющими особый общественный статус – это депутаты, судьи, адвокаты, служители официальных религиозных конфессий.

Решение задач ОРД протекает в условиях оказываемого противодействия, что может привести к негативным последствиям для граждан, конфиденциально принимающих участие в решении этих задач. В связи с этим законодатель предусмотрел ряд гарантий правового и социального характера, обеспечивающих необходимый уровень защиты этих лиц.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на гласной основе?

2. В чем заключается содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на негласной основе?

3. В чем выражается конфиденциальность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД?