Принципы оперативно-розыскной деятельности.

Тема 1. Понятие, сущность, задачи, правовая основа и

Методические рекомендации по изучению курса

«Правовое регулирование оперативно-

розыскной деятельности»

 

 

Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Она характеризуется следующими признаками:

n осуществляется только государством и только на правовой основе;

n является особым видом правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и не гласно специальными органами государства, уполномоченными на то настоящим Законом;

n направлена только на борьбу с преступностью;

n структурно организационно обособлена от иных функций упомянутых государственных органов за счет специального круга субъектов, уполномоченных ее осуществлять;

n реализуется путем свойственных только ей оперативно-розыскных мероприятий, имеющих организационно упорядоченную форму конкретных оперативно розыскных действий.

Осуществление ОРД - это реализация специальной функции правоохранительных органов и спецслужб, имеющей самостоятельный характер, выполняемой для достижения заданной ей цели: защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Действия, путем которых реализуются ОРМ, осуществляют их субъекты, обозначаемые в теории ОРД термином «силы», т.е. штатные сотрудники оперативно розыскных аппаратов, вспомогательных служб, работники иных подразделений тех ведомств, которые наделены оперативно розыскной функцией в пределах своей компетенции по борьбе с преступностью. Эти субъекты оперативно-розыскных подразделений, в свою очередь, опираются на внештатных сотрудников, представителей общественных формирований, официально привлекаемых к мероприятиям по борьбе с преступностью, а также на граждан, временно привлекаемых на добровольных началах в доверительной, не гласной и иных формах к выполнению специальных поручений, связанных с разрешением поставленных перед ними задач.

Субъекты ОРМ применяют специальные средства и методы, свойственные ОРД. Таким образом, наличие у ОРД свойственных только ей средств и методов, имеющих организационно-тактическую форму ОРМ, осуществляемых, в основном, в режиме конспирации, подчеркивает ее обособленность, независимость от иных функций органов уголовной юстиции.

Задачами ОРД являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Правовую основу ОРД составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ.

ОРД основана на определенных принципах, сложившихся в практике ее осуществления, сформированных в теории ОРД и нормативно закрепленных в оперативно-розыскном законодательстве: в настоящем Законе и законодательных актах о нормативно-правовом статусе ее субъектов. В силу этого они носят характер правовых норм и составляют основные исходные положения ОРД.

Так, принцип законности служит правовым основанием осуществления ОРМ. Наряду с этим принцип уважения прав и свобод личности в ОРД проясняет взаимоотношения государства и отдельных граждан, в силу различных причин оказавшихся в сфере ОРД.

Принципы конспирации, сочетания гласных и не гласных начал в ОРД являются сугубо оперативно-розыскными, так как определяют специфику организационно структурного обеспечения ОРД, а также форму подготовки и осуществления ОРМ.

Рассматриваемые принципы являются единой системой, причем каждый из них занимает в ней свое место и одновременно находится во взаимной связи с другими. В своем единстве они призваны обеспечить оптимальное осуществление ОРД.

Законность. Смысл данного принципа заключается в безусловном и точном исполнении законодательных актов, регламентирующих ОРД, и основанных на них ведомственных нормативных актов по ее организации и тактике. Главная особенность принципа законности состоит в том, что он, во первых, составляет как бы основу для иных прежде всего общеправовых принципах оперативно-розыскного законодательства; во вторых, фиксация данного принципа в Законе, а также в иных законодательных актах, образующих оперативно розыскное законодательство, предполагает обращение его содержания именно в область борьбы с преступностью.

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. Этот принцип означает что органы, реализующие оперативно-розыскную функцию, должны строго придерживаться конституционных положений (см. гл. 2 Конституции), гарантирующих гражданам права, свободы, и защиту их законных интересов.

Конспирация. Этот принцип ОРД обеспечивает законность тем методам данной правоохранительной деятельности, применяя которые органы, осуществляющие ОРД, сохраняют в тайне ее отдельные структуры, проводят ряд процедур, скрывают принадлежность к данным органам отдельных сотрудников оперативных подразделений и т.п.

Сочетание гласных и негласных методов и средств в ОРД. Согласно этому принципу основные положения, раскрывающие содержание ОРД, закрепляющие систему гарантий законности при проведении ОРМ и отражающие результаты последних, являются открытыми для граждан общественности и средств массовой информации. В свою очередь, не подлежат разглашению сведения об организации и тактике проведения ОРМ, сведения о лицах сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими ОРД на конфиденциальной основе. Данный принцип предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, наряду с гласными использовать и негласные методы.

Сочетание централизованного руководства с развитием творческой инициативы на местах предусматривает развитие демократических начал. В месте с тем этот принцип позволяет установить еденную ведомственную политику на основе единоначалия при возможности коллективного обсуждения наиболее крупных актуальных проблем деятельности органов внутренних дел и их оперативных аппаратов.

Принцип плановости. Находит свое материальное воплощение в перспективных и текущих планах, которые подробно будут рассматриваться в специальном разделе работы.

Наступательность действий специалистов и их высокая оперативная готовность означает, в первую очередь, своевременность принятия мер, с помощью которых упреждаются действия преступников. Наступательность реализуется путем профилактики преступлений; принятия мер, которые направлены на обнаружение лиц, совершивших преступления их задержание; соблюдение сроков проверки информации.

Контрольные вопросы:

1. Понятие оперативно-розыкной деятельности.

2. Какие задачи оперативно-розыскной деятельности определяет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»?

3. Какие источники входят в правовую основу оперативно-розыскной деятельности?

4. Какими признаками характеризуется оперативно-розыскная деятельность?

5. Какие принципы оперативно-розыскной деятельности определяет Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»?