Стеклянный дом» в Нью-Кейнене, Коннектикут, США.
Иллинойсе Л. Мис Ван дер Роэ. Жилой дом Ф. Джонсона
Концептуальный проект. Жилой дом Эдит Фарнстворт в
На первый взгляд можно подумать, что эти произведения – жилой дом Эдит Фарнстворт в Иллинойсе Л. Мис Ван дер Роэ и жилой дом Ф. Джонсона Нью-Кейнене, Коннектикут, получивший название «Стеклянный дом» - работы одного и того же архитектора. Несмотря на то, что разные планы жилых домов, в них явно господствует главенствующая концепция, иллюстрирующая возможности перетекания внешней среды в интерьеры пространства жилого дома; одинаковый подход в решении внешнего образа здания; одна манера трактовки пропорций и частей здания.
Однако, одна из этих работ уникальный продукт, оригинал, а вторая все же копия, несмотря на то, что именно копия получила всемирное признание. В 1947 году Ф. Джонсон организовал выставку работ Миса Ван дер Роэ в Нью-Йорке, в музее современного искусства, так что Ф. Джонсон был хорошо знаком с художественными концепциями Людвига Мисс ван дер Роэ, под влиянием которого он создал свой собственный стеклянный дом, что он, собственно, и не скрывал.
Фото 1. План жилого дома «Стеклянный дом» и его интерьер. Нью-Кейнен,
Ф. Джонсона Коннектикут, США, 1951г.
Земельный участок, который приобрел знаменитый американский архитектор Ф. Джонсон, представляет собой узкую полоску земли около 2 га, примыкающий к дороге. Участок спускается по склону, затем переходит в плоскую поляну, а затем прерывается глубоким оврагом, с края которой открывается великолепная панорама на окружающий ландшафт. Поляна, ограниченная с одной стороны обрывом, а с другой склоном и было местом для строительства, будущего загородного жилища. Стеклянный дом поражает необычным решением образа жилого дома, который больше похож на небольшой выставочный павильон в парке, выставленный на обозрение, чем на частное жилище человека. Одноэтажный параллелепипед застеклен со всех сторон от пола до потолка, и живописный ландшафт с дальними горизонтами становится частью интерьера дома. Несколько смещенное от центра стеклянного параллелепипеда положение занимает глухая кирпичная цилиндрическая форма, внутри которой расположена ванная комната, а снаружи - установлен камин. У кирпичной цилиндрической стены за невысоким шкафом, словно на сцене стоит постель, прозрачные стены дома позволяют лежащему человеку в постели наблюдать за действием погоды и сменой дня и ночи вокруг дома. Пространства жилых комнат – гостиной, столовой, кухни, спальня и кабинета, условно разделены. Живым деревом в кадке между гостиной и столовой, скульптурой «Две циркачки» и стендом, на котором изображен пейзаж в неоклассическом стиле между гостиной и спальней. Две вещи условно обозначают зону перехода спальни в кабинет и зоны столовой в кухню. В условной зоне гостиной на паласе стоят кушетка, два кресла и журнальный столик. Все выставленные вещи двигать нельзя, иначе зоны исчезнут. Единое пространство жилого дома, которое больше похоже на бюро ли кабинет, условно зонировано, что очень удобно для организации непродолжительного пребывания одного или нескольких человек, где можно провести уединенную, созерцательную жизнь интеллектуального, рафинированного эстета, потому что здесь нет места для других членов семьи – жены, ребенка, няни или бабушки.
Фото 2. Ф. Джонсон. Стеклянный дом. Нью-Кейнене, Коннектикут, 1951г. Общий вид.
Стеклянный журнальный столик, кожаные кушетка, два кресла и пуфик словно поставлены на поляне, на вершине холма, откуда открывается вид на просторы природы. Вы сразу понимаете, что не каждый может позволить себе такую роскошь – иметь подобное загородное жилище для отдыха и любования природой. Глядя на этот дом, вас охватывает холод бездействия. Это жилище, в прямом смысле этого слова, не пригодно для жизни даже для одного человека, не говоря о семье, даже если смыслом визита в этот дом является уединение в тишине на лоне природы. Стеклянный дом напоминает мемориал для некой концептуальной жизни, где все должно быть как на выставке. Стены дома или загородного жилища призваны в большом пространстве города или на природе охранять частную жизнь человека, и предоставлять ему свободу, а не диктовать его действия. Ортодоксальное решение архитектуры стеклянного дома американского архитектора в Коннектикуте Филиппа Джонсона, построенный в 1949 году, стала в свое время сенсацией, и была воспринята как открытие, в тоже время дом Эдит Фарнстворт, построенный в 1946 году в Иллинойсе пионером и мастером современной архитектуры Людвигом Мисс Ван дер Роэ, был воспринят совершенно спокойно.
План дома Эдит Фарнстворт представляет павильона прямоугольной формы, одна из которых открытая терраса, во втором павильоне имеется прямоугольное закрытое пространство, где размещаются две ванные комнаты и встроенный шкаф для одежды. С внешней стороны стен санитарно-технического блока установлены кухня, и анонимные пространства для жизни, где можно организовать зону спальни, выделить рабочее места кабинета, или все пространство трактовать как гостиную. В этом пространстве ничто не закреплено, все можно передвигать и менять вокруг прямоугольного закрытого помещения – санитарно-технического блока. Универсальность пространства – своеобразная ода на тему о свободе, которую предоставила каркасная система конструкций и монолитного безбалочного перекрытия.
Нейтральность формы к происходящим процессам внутри здания или универсальность пространства к функции здания – лозунг или девиз архитектуры дома Л. Мисс Ван дер Роэ. Совершенно очевидно, что это демонстрация и наглядная иллюстрация в прямом смысле слова художественной концепции и доктрины современной архитектуры, которую проповедовал великий мастер, но которые не связаны напрямую с задачами организации жизни отдельного человека. Жилище человека это своеобразное хранилище мебели, большого количества вещей, которое ему необходимо иметь, менять каждый день, по сезону, обновлять на протяжении всей жизни, но которым в этих домах нет места.
Фото 3. Общий вид и план дома Эдит Фарнстворт, Иллинойс. Людвиг Мисс Ван дер Роэ 1949г.
Принципы современной архитектуры, вытекающие из свойств нового строительного материала – железобетона, по Мису Ван дер Роэ можно процитировать следующим образом: дом на столбах; полная конструктивная независимость каркаса функции, что позволяет сделать настолько свободным планы и фасады, что их можно вообще не определять, потому что каркасу здания безразлична, какая там будет функция, а «сад на крыше» или без него это уже нюансы. Отсюда и вытекает один из лозунгов Миса Ван дер Роэ, что внутренние пространства каркаса нейтральны к происходящим в них процессам и «форма универсальна к функции». Это диаметрально противоположный тезис функционализму, где, напротив, «форма следовала за функцией». Универсальность каркаса подтвердилась ходом развития архитектуры.