Социальное законодательство

В 1845 г. в Лейпциге вышла книга Ф. Энгельса под на­званием «Положение рабочего класса в Англии». В данном труде впервые обосновано, на фактическом материале было показано бедственное, бесправное положение рабочих. Здесь же, обосновано делаются выводы о том, что рост преступности - прямое следствие рабского положения рабочих, крайний акт их неуваже­ния к господствующему социальному порядку.

(Рабочий день на фабриках и заводах продолжался 13-16 часов в сутки (не считая перерыва на еду). Дети рабочих начина­ли трудовую жизнь в 8-9 лет, живя в лишениях, работали по 6,5 часов до 13 лет. И это было уже достижением, ибо прежде (до 1831 года) их заставляли трудиться по 8, а еще раньше по 16 часов в сутки. К 40 годам жизни большая часть рабочих уже умирала. Калечение, инвалидность имели повсеместное распространение. В то же время, Ф.Энгельс указывает на то, что рабочий класс, несмотря на такие условия существования, безграмотность и прочее, гуманен, склонен к бескорыстной под­держке и помощи, проникнут чувством классовой солидарности, превосходно раз­бирается в том, кто ему враг. Аналогичное положение рабочих было характерно не только для Англии, но и Германии. Во Франции рабочий день продолжался 12 и более часов в сутки).

Законодательного регулиро­вания труда и зарплаты рабочих не существовало, стачечная борьба запрещалась, равно как и организация профес­сиональных союзов. Тем не менее, рабочие бастовали, организовывались в со­юзы, устраивали манифестации в защиту своих интересов и даже вступали в вооруженную борьбу за свои права.

Уступая возрастающему сопротивлению, правительства ряда стран, стали переходить к политике частичных уступок. Тем самым было положено начало т.н. «социальному законодательству» или говоря современным языком законодатель­ству об условиях труда.

В 1802 г. в Англии, закон «ограничил» рабочий день семи­летних детей 12 часами. В 1833 г. рабочий день детей, не достигших 13 лет, был ограничен 8 часами. Подростки должны были работать не более 12 часов. Было запрещено использовать труд женщин и детей до 10 лет на подземных работах.

В 1871 году, под давлением рабочих масс, английский парламент узаконил существова­ние профсоюзов (по-английски — тред-юнионов). Профсоюзы получили право представлять рабочих в суде и перед предпринимателями. Но тот же закон устанавливал тюремное заключение за любое препятствование штрейкбрехерам. В 1875 г. были отменены уголовные наказания за участие в стачках, а в 1906 г. отменено наказание за «мирное уговаривание» прекратить работу или не приступать к ней.

Рабочее законодательство во Франции начинается также с ограничения рабочего времени детей и подростков (1841 г.). Следствием революции 1848 г. во Франции стало ограничение рабочего времени 10-11 часами. После поражения революции был восстановлен 12-часовый рабочий день. С 1864 г. разрешается (с ограничениями) создание рабочих союзов, а в 1884 г. был отменен наконец закон Ле-Шапелье. После ряда мер, ограничивавших эксплуата­цию детей и женщин, в 1900 г. была установлена максимальная продол­жительность рабочего дня — 10 часов, а в 1906 г. во Франции впервые был установлен обя­зательный еженедельный отдых.

После всеобщей забастовки рабочих Германии, начавшейся в 1889 г. в городе Руре, правительство императора Вильгельма также вынуждено было пойти на реформы (прежде всего, в области охраны труда). Тем не менее эффективность работы т.н. фабричных инспекторов, призванных следить за соблюдением законов о труде и в силу своей незначительной зарплаты легко подкупаемых предпринимателями, была не эффективной, и скорее формальной. Основным противником введения социального законодательства в стране являлся канцлер Бисмарк. В то же время, в Германии в 80-х годах XIX в. всеже были приняты акты о социальном обеспечении по болезни, при несчастном случае и по старости. Две трети расходов, шедших на эти цели, вноси­лись самими рабочими (вычеты делались из зарплаты).

В США 8-часовой ра­бочий день оставался редкостью вплоть до 1918 г. 48-часовая рабочая неделя была признана в частном порядке не более чем для 11-12% промышленных рабочих.

В то же время, надо учитывать, что буржуазные правительства стран Европы стали идти на уступки в области социального законодательства и создания профсоюзов, не только под давлением масс, но и учитывая опыт Англии, показавший, что существуют средства превращать профсоюзы в весьма послушные организации.

Более интенсивно, чем в Европе, развивается социальное законодательство в Австралии и Новой Зеландии (прежде всего, из-за недостатка в рабочей силе).

В Австралии в конце XIX — начале XX веков был запре­щен труд детей до 14 лет, узаконен сокращенный рабочий день в субботу, воскресный и праздничный отдых. Ряд законов касалось санитарных условиях на производстве и даже льгот роженицам и проч. Одновременно, принимаются меры по ограничению деятельности профсоюзов. Вводятся третейские суды и примири­тельные камеры для рассмотрения споров между рабочими и предпринимателями (с явным преимуществом для последних), запрещается политическая деятельность профсоюзов.

В Новой Зеландии, раньше, чем во многих других стра­нах, появляется пенсионное обеспечение по старости (1898 г.).

Наибольшие успехи социального законодательства при­ходятся на годы, предшествовавшие первой мировой войне.

Это английские законы (1900, 1906, 1908 годов), позволившие рабочим требовать денежной помощи при несчастных случаях, пенсий по старости, а начиная с 1911 года - пособий по болезни; французский закон 1898 года, вводивший пособия для инвалидов, пострадавших от несчастного случая, на случай смерти и пр.; голландский закон 1910 года и английский 1911 года, узаконившие, хотя и в очень ограниченной сфере, пособия по безработице; голландский же закон 1913 года, вводивший страхование по болезни и даже денежную помощь роженицам.

В то же время, не смотря на прогрессивный шаг, эти законы были далеки от совершенства. Причем, в большинстве случаев половина и даже большая часть рас­ходов, вызванных уплатой пособий,возлагалась на самих застра­хованных.

 

В период первой мировой войны, используя особенности «военного времени», большинством буржуазных государств действие многих положений социального законодательства было существенно ограничено.

 

Заключение:

Подвести итог лекции, уделив, прежде всего, внимание вопросу возникновения различных путей развития права и возникновению основных буржуазных институтов права.