Буддийский канон.
Отметить данные, характерные для гипер- и гипогликемической комы.
Тест II уровня.
1. Причины возникновевния:
а) недиагносцированный сахарный диабет, нарушение режима лечения, стрессы, инфекции;
б) передозировка инсулина, повышенная физическая нагрузка, не прием пищи после инъеции инсулина.
2. Развитие комы:
а) медленное;
б) быстрое.
3. Поведение:
а) возбужденное;
б) пассивное.
4. Состояние кожи:
а) сухая тургор понижен;
б) влажная, тургор нормальный.
5. Тонус мышц:
а) повышен, судороги;
б) понижен.
6. Сухожильные рефлексы:
а) повышены;
б) понижены.
7. Дыхание:
а) поверхностное;
б) глубокое, шумное.
8. Зрачки:
а) сужены;
б) расширены.
9. Запах ацетона:
а) определяется;
б) отсутствует.
10. Гликемия:
а) повышена;
б) понижена.
11. Ацетонемия:
а) в норме;
б) повышена.
12. Мероприятия и лекарственные средства, оказывающее положительное терапевтическое действие:
а) инсулинотерапия, регидратация, устранение кетоацидоза;
б) прием углеводов, внутривенное введение глюкозы.
Впервые учение Будды было записано на языке пали на о.Ланка (совр. Шри-Ланка) в 1в. Буддийский канон дошел до нас в оригинале лишь в буддийской традиции, поэтому получил название палийского. В Европе он стал известен лишь в 19 веке. Канон называется Типитака (санскр.Трипитака). Его составляют три громадные свода. Первая часть Винная-питака (букв.корзина наставлений)- свод правил поведения, регламентирующих жизнь членов общин. Вторая часть - Сутта-питака (букв. Корзина поучений). Содержит собрание изречений, проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Именно здесь рассказывается о сущности бытия, морали, медитации.
Третью часть канона составляет Абхидхамма-питака (букв. Корзина мудрости). В ее семи трактатах систематизированы все положения учения, дана классификация элементов бытия - дхарм, объяснена природа компонентов, порожденных психологией незнания, и путей их преодоления, содержится критика 18 ранних школ буддизма.
Основы философиибуддизма.
Философия буддизма глубока и оригинальна.
Буддизм отрицает реальность этого мира. Окружающий нас мир и все мы как его часть не более чем своего рода иллюзия, хотя она существует объективно. Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но они не результат представлений индивида, а факт частиц мировоззрения. Все живущие в мире состоит из дхарм, точнее - из живых, движущих дхарм. Жизнь в строгом смысле этого слова - проявление безначального вечного воплощения дхарм.
Феноменальный мир источник страданий, спасение от них - в уходе из этого мира в мир высшей реальности и абсолютного постоянства, т.е. в нирвану.
Нирвана- это освобождение от всего привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров, венец процесса, через который проходит живое существо, это прерывание круга перерождений. Таким образом, суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт в себе человеческая жизнь. Обрести просветление означало, прежде всего, в буддизме
обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.
Любое существо, включая человека, рождается, живет и умирает. Смерть — это расклад данного комплекса дхарм, вождение означает восстановление его, но уже в другой форме. К этому и сводится круговорот Жизни. Цикл бесконечных перерождений.
Нирваны можно достичь, постоянно улучшая свои последующие перерождения путем совершения сознательных благих действий. Все сознательные добрые и злые волевые намерения называют кармой. Действие кармических законов чрезвычайно сложно, в конструировании их главная роль принадлежит мысли, которая рождается сознанием.
Буддисты рассматривают карму как сумму добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в его нынешней жизни, но и на протяжения всех перерождений. Именно эта сумма складывалась из известного (текущая жизнь) и неизвестную (прошлые перерождения). Определял готовность данного индивида к нирване.
Сознание делится на 29 видов, проявление которых происходит независимо от внешних обстоятельств. Виды сознания участвуют в создании определенной кармы. Воздаяния определенной кармой проявляются как в нынешней жизни живого существа, так и в будущем. Греховные действия ведут к таким кармическим последствиям, как краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу отсутствия жизненных благ, страх, постоянная зависимость от жизненных обстоятельств, утрата друзей и др.
Закон кармы сыграл большую роль в укреплении этического стандарта поддерживавших мирян. Пусть они не становятся на путь монахов, и не стремятся к нирване - каждому свое время. Но каждый хорошо осознает, что в этой жизни фундамент своей будущей кармы, обладая которой он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. Для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы карма увеличивалась, а все негативное ослабевало.
Буддизм Махаяны.
Буддизм никогда не был единым и цельный, выглядевшим почти в готовом виде из уст великого учителя. Буддизм всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направленными.
Хинаяна - это узкий путь спасения. Хинаяна предполагала относительно жёсткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым были архаты члены сангхи. После смерти Будды у него не осталось преемника. По всей Индии и за ее пределами стали возникать общины буддистов — сангхи. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющие их ответы, члены общины принимали новичка. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких
неприятных последствий. Хотя эти общины часто именуют в литературе монастырями, называть их так, так же как и их членов (бхакхд) монахами, не совсем точно.
Бритоголовые члены общин одевались в желтые одежды (нижняя и верхняя рясы), каждый из них имел, по примеру Будды, бритву, иглу, чашку для подаяний, ситечко для питья. У монаха были четки — ожерелье из зерен в количестве, кратном 108. Разные виды четок заключали в себе различную символику (черные, белые, с кисточкой, навершием и т.д.). Жили монахи не только в монастырях, но и среди людей, странствуя и собирая подаяние. Просить и брать пищу самостоятельно монах не мог. Существует много преданий о биккху, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее к нему в чашку. Никакой труд, кроме духовных упражнений, не разрешался монаху. Женщины-монахини тоже существовали, но жили отдельными общинами и обязаны были оказывать большое почтение монахам-мужчинам. Считалось, что каждый мирянин, подающий монаху пищу, становился его мирским братом.
Культа и богослужений в раннем буддизме не было. Исключение составляли собрания монахов, на которых те каялись в совершенных грехах.
Махаяна - широкий путь спасения. В махаяне допускалось возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования под руководством сострадательного Бодхисаттвы. В отличие от монахов мирянам давался более упрощённый этический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти ^поведей:
1) воздерживайся от убийства;
2) воздерживайся от воровства;
3) воздерживайся от прелюбодеяний;
4) воздерживайся ото лжи;
5) воздерживайся от возбуждающих напитков.
Вместе с тем, в махаяне получила большое развитие культовая практика. Новое, что вошло в махаяну, когда оно сформировалось в самостоятельное учение - было направлено в сторону сближения учения с миром, большого приобщения к нему. Было признано, что благочестие и подаяние сопоставимы с заслугами монаха, и могут заметно приблизить верующего не смотря на карму, к нирване. Была выражена этическая норма. Важным нововведением Маханны была разработка концепции о рае и аде. Владыкой ада считался первочеловек Яма он был первый из умерших и впоследствии обожествленный,
В махаяне меняется отношение буддистов к основателю Будде Шакьямуни, Он могущественный маг и сверхъестественное существо, которому покланяются как божеству. Возникает доктрина трех тел Будды - это физическое тело ( историческая личность), тело блаженства (энергетическое тело), и абсолютное тело ( вечное начало — пустоту), В махаяне исторический Будда отступает на второй план. Ее приверженцы больше покланяются двум другим Буддам.
Махаяна утверждает, что Будда вернется на землю. Это будет, когда возраст человека достигнет 840 лет и миром будет править справедливый буддийский царь.