Буддийский канон.

Отметить данные, характерные для гипер- и гипогликемической комы.

Тест II уровня.

1. Причины возникновевния:

а) недиагносцированный сахарный диабет, нарушение режима лечения, стрессы, инфекции;

б) передозировка инсулина, повышенная физическая нагрузка, не прием пищи после инъеции инсулина.

 

2. Развитие комы:

а) медленное;

б) быстрое.

 

3. Поведение:

а) возбужденное;

б) пассивное.

 

4. Состояние кожи:

а) сухая тургор понижен;

б) влажная, тургор нормальный.

 

5. Тонус мышц:

а) повышен, судороги;

б) понижен.

 

6. Сухожильные рефлексы:

а) повышены;

б) понижены.

 

7. Дыхание:

а) поверхностное;

б) глубокое, шумное.

 

8. Зрачки:

а) сужены;

б) расширены.

 

9. Запах ацетона:

а) определяется;

б) отсутствует.

 

10. Гликемия:

а) повышена;

б) понижена.

 

11. Ацетонемия:

а) в норме;

б) повышена.

 

12. Мероприятия и лекарственные средства, оказывающее положительное терапевтическое действие:

а) инсулинотерапия, регидратация, устранение кетоацидоза;

б) прием углеводов, внутривенное введение глюкозы.

 

Впервые учение Будды было записано на языке пали на о.Ланка (совр. Шри-Ланка) в 1в. Буддийский канон дошел до нас в оригинале лишь в буддийской традиции, поэтому получил название палийского. В Европе он стал известен лишь в 19 веке. Канон называется Типитака (санскр.Трипитака). Его составляют три громадные свода. Первая часть Винная-питака (букв.корзина наставлений)- свод правил поведения, регламентирующих жизнь членов общин. Вторая часть - Сутта-питака (букв. Корзина поучений). Содержит собрание изречений, проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Именно здесь рассказывается о сущности бытия, морали, медитации.

Третью часть канона составляет Абхидхамма-питака (букв. Корзина мудрости). В ее семи трактатах систематизированы все положения учения, дана классификация элементов бытия - дхарм, объяснена природа компонентов, порожденных психологией незнания, и путей их преодоления, содержится критика 18 ранних школ буддизма.

Основы философиибуддизма.

Философия буддизма глубока и оригинальна.

Буддизм отрицает реальность этого мира. Окружающий нас мир и все мы как его часть не более чем своего рода иллюзия, хотя она существует объективно. Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но они не результат представлений индивида, а факт частиц мировоззрения. Все живущие в мире состоит из дхарм, точнее - из живых, движущих дхарм. Жизнь в строгом смысле этого слова - проявление безначального вечного воплощения дхарм.

Феноменальный мир источник страданий, спасение от них - в уходе из этого мира в мир высшей реальности и абсолютного постоянства, т.е. в нирвану.

Нирвана- это освобождение от всего привязывающего к существованию в любом из имеющихся миров, венец процесса, через который проходит живое существо, это прерывание круга перерождений. Таким образом, суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт в себе человеческая жизнь. Обрести просветление означало, прежде всего, в буддизме


обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.

Любое существо, включая человека, рождается, живет и умирает. Смерть — это расклад данного комплекса дхарм, вождение означает восстановление его, но уже в другой форме. К этому и сводится круговорот Жизни. Цикл бесконечных перерождений.

Нирваны можно достичь, постоянно улучшая свои последующие перерождения путем совершения сознательных благих действий. Все сознательные добрые и злые волевые намерения называют кармой. Действие кармических законов чрезвычайно сложно, в конструировании их главная роль принадлежит мысли, которая рождается сознанием.

Буддисты рассматривают карму как сумму добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в его нынешней жизни, но и на протяжения всех перерождений. Именно эта сумма складывалась из известного (текущая жизнь) и неизвестную (прошлые перерождения). Определял готовность данного индивида к нирване.

Сознание делится на 29 видов, проявление которых происходит независимо от внешних обстоятельств. Виды сознания участвуют в создании определенной кармы. Воздаяния определенной кармой проявляются как в нынешней жизни живого существа, так и в будущем. Греховные действия ведут к таким кармическим последствиям, как краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу отсутствия жизненных благ, страх, постоянная зависимость от жизненных обстоятельств, утрата друзей и др.

Закон кармы сыграл большую роль в укреплении этического стандарта поддерживавших мирян. Пусть они не становятся на путь монахов, и не стремятся к нирване - каждому свое время. Но каждый хорошо осознает, что в этой жизни фундамент своей будущей кармы, обладая которой он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. Для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы карма увеличивалась, а все негативное ослабевало.

Буддизм Махаяны.

Буддизм никогда не был единым и цельный, выглядевшим почти в готовом виде из уст великого учителя. Буддизм всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направленными.

Хинаяна - это узкий путь спасения. Хинаяна предполагала относительно жёсткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым были архаты члены сангхи. После смерти Будды у него не осталось преемника. По всей Индии и за ее пределами стали возникать общины буддистов — сангхи. Несколько лет желающий был учеником, после чего собрание общины задавало ему еще ряд вопросов о жизни Будды и о его собственном положении (не болен ли он, не должник ли, не раб ли и т.д.). Получив удовлетворяющие их ответы, члены общины принимали новичка. Из общины можно было легко выйти, и это не влекло за собой никаких


неприятных последствий. Хотя эти общины часто именуют в литературе монастырями, называть их так, так же как и их членов (бхакхд) монахами, не совсем точно.

Бритоголовые члены общин одевались в желтые одежды (нижняя и верхняя рясы), каждый из них имел, по примеру Будды, бритву, иглу, чашку для подаяний, ситечко для питья. У монаха были четки — ожерелье из зерен в количестве, кратном 108. Разные виды четок заключали в себе различную символику (черные, белые, с кисточкой, навершием и т.д.). Жили монахи не только в монастырях, но и среди людей, странствуя и собирая подаяние. Просить и брать пищу самостоятельно монах не мог. Существует много преданий о биккху, который умер от голода рядом с пищей, ожидая, что кто-нибудь положит ее к нему в чашку. Никакой труд, кроме духовных упражнений, не разрешался монаху. Женщины-монахини тоже существовали, но жили отдельными общинами и обязаны были оказывать большое почтение монахам-мужчинам. Считалось, что каждый мирянин, подающий монаху пищу, становился его мирским братом.

Культа и богослужений в раннем буддизме не было. Исключение составляли собрания монахов, на которых те каялись в совершенных грехах.

Махаяна - широкий путь спасения. В махаяне допускалось возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования под руководством сострадательного Бодхисаттвы. В отличие от монахов мирянам давался более упрощённый этический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти ^поведей:

1) воздерживайся от убийства;

2) воздерживайся от воровства;

3) воздерживайся от прелюбодеяний;

4) воздерживайся ото лжи;

5) воздерживайся от возбуждающих напитков.

Вместе с тем, в махаяне получила большое развитие культовая практика. Новое, что вошло в махаяну, когда оно сформировалось в самостоятельное учение - было направлено в сторону сближения учения с миром, большого приобщения к нему. Было признано, что благочестие и подаяние сопоставимы с заслугами монаха, и могут заметно приблизить верующего не смотря на карму, к нирване. Была выражена этическая норма. Важным нововведением Маханны была разработка концепции о рае и аде. Владыкой ада считался первочеловек Яма он был первый из умерших и впоследствии обожествленный,

В махаяне меняется отношение буддистов к основателю Будде Шакьямуни, Он могущественный маг и сверхъестественное существо, которому покланяются как божеству. Возникает доктрина трех тел Будды - это физическое тело ( историческая личность), тело блаженства (энергетическое тело), и абсолютное тело ( вечное начало — пустоту), В махаяне исторический Будда отступает на второй план. Ее приверженцы больше покланяются двум другим Буддам.


Махаяна утверждает, что Будда вернется на землю. Это будет, когда возраст человека достигнет 840 лет и миром будет править справедливый буддийский царь.