СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Организационная подготовка включает решение следующих вопросов:

♦ выбор места и времени проведения наблюдения;

♦ выбор формы, вида и способа наблюдения;

♦ выбор вида и непосредственное оформление статистического формуляра;

♦ выбор или разработка программного обеспечения наблюдения;

♦ оценка затрат на проведение обследования;

♦ обучение кадров для проведения наблюдения;

♦ подготовительная работа с респондентами.

Местом наблюденияявляется территория, по отношению к ко­торой собираются сведения. Например, при проведении переписей населения — это территория всей Российской Федерации; при опросах населения о качестве обслуживания в коммерческих банках столи­цы — Москва.

Выбор времени проведения наблюденияподразумевает уста­новление критического момента наблюдения и срока проведения на­блюдения.

Критический момент наблюдения— это момент времени, по отношению к которому собираются статистические сведения. Так, критическим моментом при проведении Всероссийской переписи на­селения 2002 г. было 0 часов в ночь с 8 на 9 октября 2002 г. Все сведе­ния, зарегистрированные в опросных листах переписи, относятся именно к этому моменту. Например, если ребенок родился в 0 часов 10 мин 9 октября, а счетчик пришел в данный дом 12 октября, этот ребенок не подлежал регистрации, как еще не родившийся на момент переписи. Часто понятие «критический момент наблюдения» сравни­вают с получением фотографии, когда пленка запечатлевает изобра­жение в определенный момент времени. Этим обеспечивается времен­ная сопоставимость данных, собранных в ходе наблюдения.

Под сроком проведения наблюденияпонимают интервал времени, в течение которого происходит сбор статистической информации: заполняются опросные листы либо анкеты и т.п.

Статистический формуляр— это статистический документ, содержащийся программу наблюдения, в который заносятся данные о единице наблюдения.

Формуляр может иметь вид статистического отчета официально установленной формы, переписного листа (при проведении переписей), анкеты и др. Формуляр, как правило, содержит титульную и адресную части. Титульная часть состоит из названия статистического наблюдения, указания органа, проводящего его, а также данных о том, кем икогда утвержден данный формуляр (если это формуляр статистической отчетности). Адресная часть содержит координаты единицы

наблюдения, которыми могут быть название организации, ее адрес,

номер телефона, подчиненность и т.п. (если это формуляр статистическойотчетности). Но статистические опросы могут быть и анонимны­ми,тогда адресной части в формуляре нет.

Формуляр желательно сопроводить инструкцией по заполне­нию,для статистической отчетности наличие инструкции обязательно.

К организационному этапу обследования также относится выбор программного обеспечения наблюденияили его разработка. Эта часть работы имеет место в масштабных обследованиях, когда приходится обрабатывать сотни, тысячи или даже миллионы анкет, как при переписях населения. Например, Росстат при статистическом наблю­дении малых предприятий использует специальный пакет выборочною наблюдения. Если же обследование имеет некоторую специфику, фебуются новые программные разработки, что резко повышает стои­мость наблюдения.

Оценка затрат на проведение статистического наблюденияидет по следующим направлениям расходов:

♦ получение предварительной информации об изучаемой сово­купности;

♦ организация и проведение сбора первичной статистической информации (разработка и размножение формуляров и прочей документации, оплата работы счетчиков);

♦ обучение персонала, принимающего участие в обследовании;

♦ программное обеспечение, используемое в ходе обследования;

♦ прочие статьи затрат

При проведении масштабных наблюдений, таких, как перепись, особо остро стоит вопрос подготовки кадровдля организации наблюдения. С этой целью сотрудники статистических органов проводят различного рода семинары, инструктажи с будущими счетчиками (так называют лиц, которые проводят опросы).