ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОГРАММНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Сбор первичной статистической информации, необходимой для проведения статистического исследования, осуществляется с помощью статистического наблюдения. Это первый этап исследования. От качества его организации и проведения зависят достоверность и правильность выводов и рекомендаций.
Статистическое наблюдениепредставляет собой научно организованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.
Проведение статистического наблюдения предполагает следующие основные этапы:
♦ проведение мероприятий по подготовке наблюдения;
♦ непосредственно сбор первичных данных;
♦ контроль собранной информации.
Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.
Программно-методологические вопросы охватывают:
♦ постановку цели и задач конкретного наблюдения;
♦ определение объекта наблюдения;
♦ указание единицы наблюдения и отчетной единицы;
♦ отбор исследуемых признаков и разработку программы наблюдения;
♦ выбор методов проведения наблюдения.
Проведение статистического наблюдения начинается с формулировки цели обследования.
Цель обследования— характеристика той информации, которую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.
Задачи обследования:
♦ изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
♦ изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
♦ изучение мнения населения о рынках товаров и услуг и сбережений;
♦ расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
♦ исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
♦ анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения».
Объект наблюдения— это исследуемая статистическая совокупность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. Набор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом..
С определением объекта наблюдения тесно связано определения единицы наблюдения,принимая за нее единичный элемент, как на посредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования.
Отчетная единица— это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других — нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей — лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этого домашнего хозяйства.
Центральным методологическим вопросом, решаемым на стадии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения.Она представляет собой перечень признаков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статистический формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюдения предназначен отдельный бланк (или анкета).
При подготовке программы наблюдения руководствуются следующими принципами:
1) программа должна содержать оптимальное количество вопросов, позволяющих достичь цели и решить задачи наблюдения;
2) формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, недвусмысленными, иначе неизбежно появляются неверные ответы, снижающие качество обследования. Вопросы программы бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Например, вопрос: «В какой организации вы оформляли договор страхования?» — является открытым, опрашиваемый отвечает на него по своему усмотрению в той форме, которая кажется ему предпочтительной. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предлагается только отметить нужный вариант. Например, к вопросу: «Пользуетесь ли вы услугами какого-либо коммерческого банка?» — предлагаются варианты ответа «Да» и «Нет»; к вопросу: «В какой валюте вам кажется лучше в настоящее время хранить личные сбережения?» — предлагаются следующие варианты ответа: «В рублях», «В долларах», «В евро», «В иной валюте», «Затрудняюсь ответить». Отметим, что чем больше в анкете будет закрытых вопросов, тем легче обрабатывать собранный статистический материал;
3) существуют определенные правила построения вопросов. Во-первых, нельзя включать в анкету вопросы, которые могут быть использованы против опрашиваемых. Во-вторых, в анкету не включаются вопросы, затрагивающие коммерческую тайну. Вопросы не обязательно ставить в прямой форме, например, «Существует ли на вашем предприятии практика оплаты работы сотрудников в конвертах'?» или: «Удавалось ли вам успешно „уходить" от налогообложения?» Нужного результата можно достигнуть целым рядом наводящих вопросов, анализ ответов на которые позволит оценить ситуацию, например: «Известны ли вам случаи уклонения от уплаты налогов?», «Как часто производятся такие операции?» и т.д. Но в любом случае обследование должно носить конфиденциальный характер;
4) порядок следования вопросов в анкете должен иметь логическую обоснованность, в идеале они «перетекают» один в другой;
5) в анкету желательно включать дополнительные вопросы, позволяющие получить избыточную информацию, необходимую для логической обработки «проблемных» вопросов, на которые часто даются неверные ответы;
6) наличие инструкции, разъясняющей респонденту содержание «трудных» вопросов, позволяет значительно снизит! процент получения неверных ответов.