ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОГРАММНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Сбор первичной статистической информации, необходимой для проведения статистического исследования, осуществляется с помо­щью статистического наблюдения. Это первый этап исследования. От качества его организации и проведения зависят достоверность и правильность выводов и рекомендаций.

Статистическое наблюдениепредставляет собой научно орга­низованную регистрацию значений признаков у единиц, образующих статистическую совокупность.

Проведение статистического наблюдения предполагает следу­ющие основные этапы:

♦ проведение мероприятий по подготовке наблюдения;

♦ непосредственно сбор первичных данных;

♦ контроль собранной информации.

Первый этап включает решение программно-методологических вопросов и организационную подготовку наблюдения.

Программно-методологические вопросы охватывают:

♦ постановку цели и задач конкретного наблюдения;

♦ определение объекта наблюдения;

♦ указание единицы наблюдения и отчетной единицы;

♦ отбор исследуемых признаков и разработку программы на­блюдения;

♦ выбор методов проведения наблюдения.

Проведение статистического наблюдения начинается с форму­лировки цели обследования.

Цель обследования— характеристика той информации, кото­рую хотят получить в ходе наблюдения. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи наблюдения, которые более детально определяют характер собираемых данных.

Задачи обследования:

♦ изучение мнения населения о динамике общей экономиче­ской ситуации;

♦ изучение мнения населения о динамике личного материаль­ного положения;

♦ изучение мнения населения о рынках товаров и услуг и сбережений;

♦ расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;

♦ исследование потребительского поведения и потребитель­ских предпочтений населения;

♦ анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения».

Объект наблюдения— это исследуемая статистическая сово­купность, точно ограниченная для последующего сбора сведений. На­бор признаков, с помощью которых ограничивается статистическая совокупность и конкретизируется объект наблюдения называется цензом..

 

С определением объекта наблюдения тесно связано определения единицы наблюдения,принимая за нее единичный элемент, как на посредственный носитель информации о тех признаках, изучение которых является целью обследования.

Отчетная единица— это субъект, от которого непосредственно получают статистические сведения о единице наблюдения. В одних случаях единица наблюдения и отчетная единица совпадают, например, при проведении переписей населения, а в других — нет. При проведении обследований бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является домашнее хозяйство, а отчетной единицей — лица в возрасте от 15 до 72 лет — члены этого домашнего хозяйства.

Центральным методологическим вопросом, решаемым на ста­дии подготовки статистического обследования, является составление программы наблюдения.Она представляет собой перечень призна­ков, значения которых будут регистрироваться в ходе наблюдения у отдельных единиц совокупности. На основе отобранных признаков формулируют вопросы, которые заносятся в определенный статисти­ческий формуляр (форму отчетности, анкету или опросный лист), где и фиксируются первичные сведения. Для каждой единицы наблюде­ния предназначен отдельный бланк (или анкета).

При подготовке программы наблюдения руководствуются сле­дующими принципами:

1) программа должна содержать оптимальное количество во­просов, позволяющих достичь цели и решить задачи наблю­дения;

2) формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, недвусмысленными, иначе неизбежно появляются неверные ответы, снижающие качество обследования. Во­просы программы бывают открытыми и закрытыми. Откры­тые вопросы предполагают получение ответа в произвольной форме. Например, вопрос: «В какой организации вы оформ­ляли договор страхования?» — является открытым, опраши­ваемый отвечает на него по своему усмотрению в той форме, которая кажется ему предпочтительной. Закрытые вопросы уже содержат варианты ответов, опрашиваемому предлагает­ся только отметить нужный вариант. Например, к вопросу: «Пользуетесь ли вы услугами какого-либо коммерческого банка?» — предлагаются варианты ответа «Да» и «Нет»; к вопросу: «В какой валюте вам кажется лучше в настоящее время хранить личные сбережения?» — предлагаются сле­дующие варианты ответа: «В рублях», «В долларах», «В ев­ро», «В иной валюте», «Затрудняюсь ответить». Отметим, что чем больше в анкете будет закрытых вопросов, тем легче обрабатывать собранный статистический материал;

3) существуют определенные правила построения вопросов. Во-первых, нельзя включать в анкету вопросы, которые мо­гут быть использованы против опрашиваемых. Во-вторых, в анкету не включаются вопросы, затрагивающие коммерче­скую тайну. Вопросы не обязательно ставить в прямой фор­ме, например, «Существует ли на вашем предприятии прак­тика оплаты работы сотрудников в конвертах'?» или: «Удавалось ли вам успешно „уходить" от налогообложе­ния?» Нужного результата можно достигнуть целым рядом наводящих вопросов, анализ ответов на которые позволит оценить ситуацию, например: «Известны ли вам случаи ук­лонения от уплаты налогов?», «Как часто производятся такие операции?» и т.д. Но в любом случае обследование должно носить конфиденциальный характер;

4) порядок следования вопросов в анкете должен иметь логиче­скую обоснованность, в идеале они «перетекают» один в другой;

5) в анкету желательно включать дополнительные вопросы, по­зволяющие получить избыточную информацию, необходи­мую для логической обработки «проблемных» вопросов, на которые часто даются неверные ответы;

6) наличие инструкции, разъясняющей респонденту содержание «трудных» вопросов, позволяет значительно снизит! процент получения неверных ответов.