Основные задачи современных Вооруженных Сил России

 

Вооруженные Силы – часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие «вооруженные силы» впервые было введено Ф. Энгельсом, как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управления, органы тыла. Решающее влияние на строительство Вооруженных Сил оказывает экономическое состояние страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.Они предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов, нормативных и правовых актов в области обороны. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск. Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:

• военнослужащими – путем призыва и добровольного поступления граждан на военную службу;

• гражданским персоналом – путем приема на работу в военные организации на должности, подлежащие замещению гражданскими специалистами.

Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, на реформировании Вооруженных Сил, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями страны. На основе анализа изменений, происшедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно делать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключаются попытки силового соперничества с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороны России представляют:

• существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженные конфликты вблизи государственных границ России;

• распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, развитие технологий их производства и средств их доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах;

• расширение спектра угроз, связанных с международным терроризмом;

• сохранение или создание крупными державами мощных группировок Вооруженных Сил в прилегающих к территории России регионах.

В этих условиях главной целью практической деятельности государства является совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.

На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью проведения военной реформы. Ее начало было положено замыслом предстоящих преобразований, разработанным ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командования и штабов видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов и флотов. Правовым фундаментом военной реформы стал Указ Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В нем были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики России, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все это в последующем нашло свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для противодействия агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи.

Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.

Исходя из этого, определены следующие основные задачи Вооруженных Сил России и других войск.

Главные задачи по обеспечению военной безопасности:

• своевременное обнаружение угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

• поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение отпора агрессору в любых условиях;

• поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

• содержание вооружения и военной (специальной) техники, запасов материальных средств в готовности к боевому применению;

• несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами, обеспечивающее безопасность нашей страны;

• качественное и в полном объеме выполнение планов и программ оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, воспитания личного состава войск (сил);

• поддержание готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени;

• охрана и защита государственной границы Российской Федерации;

• развитие противовоздушной обороны Российской Федерации как единой системы на основе централизованного управления всеми силами и средствами ПВО;

• создание условий для безопасности экономической деятельности, защита национальных интересов Российской Федерации в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Мировом океане;

• охрана важных государственных объектов;

• предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;

• предупреждение экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;

• организация гражданской и территориальной обороны;

• обеспечение технического прикрытия и восстановления коммуникаций;

• обеспечение информационной безопасности;

• ведение стратегических операций и боевых действий (в том числе совместных с союзными государствами) по разгрому вторгшихся, уничтожению созданных (создаваемых) группировок войск (сил) агрессора в районах их базирования, сосредоточения и на коммуникациях;

• поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных военной доктриной случаях и в установленном порядке) потенциала ядерного сдерживания;

• локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;

• поддержание режима военного (чрезвычайного) положения;

• защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;

• выполнение союзнических обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.

Главные задачи во внутренних вооруженных конфликтах:

• разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;

• восстановление законности и правопорядка;

• обеспечение общественной безопасности и стабильности;

• поддержание правового режима чрезвычайного положения в районах конфликтов;

• локализация и блокирование районов конфликтов;

• пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;

• изъятие оружия у населения в районах конфликтов;

• усиление охраны общественного порядка и безопасности в регионах, примыкающих к районам конфликтов.

Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, их локализации и блокированию, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.

Главные задачи в операциях по поддержанию и восстановлению мира:

• разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

• обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;

• блокирование районов конфликтов в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;

• создание предпосылок для политического урегулирования.

Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они готовятся к выполнению задач по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.