По способам установления правовых норм

По субъектам правотворчества

Виды правотворчества (его формы)

Тема 15. Правотворчество

Материал по этому разделу можно найти во всех учебниках теории государства и права. Особенно подробно он освещается в работах: Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии: научно-практ. пособие [Текст] / Отв. ред. Р.Ф.Васильев. – М., 2000. – 320 с.; Федеральный законодательный процесс: понятие и структура [Текст] / А.Н.Кокотов // Правоведение. – 2001. - № 1. – С. 53 – 63; Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации [Текст] / Н.П.Колдаева // Государство и право. – 2003. - № 2. – С. 13 – 16; Кривенко, Л.Т. Перспективы модельного правотворчества Межпарламентской Ассамблеи СНГ в области конституционного права [Текст] / Л.Т.Кривенко // Журнал российского права. – 2000. - № 12. – С. 109 – 116 и др.

Правотворчество – это деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключительным правом) государства.

Субъекты правотворчества – это лица, осуществляющие правотворческую деятельность. Основными субъектами правотворчества являются государственные органы и государственные организации.

Во-первых, правотворчество государственных органов и организаций.

Во-вторых, правотворчество негосударственных органов и организаций.

В-третьих, совместное правотворчество.

В-четвертых, народное правотворчество.

Во-первых, непосредственно правоустановительная деятельность (субъект правотворчества сам непосредственно устанавливает нормы права)

Во-вторых, санкционирование (органы государства придают юридическую силу каким либо не правовым нормам, чаще всего этот происходит с обычаями и корпоративными нормами).

В силу общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия. Она, как правило, регулируется нормами Конституции РФ и других законов.

В законотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативно-правового акта и его принятие, которые в свою очередь распадаются на ряд стадий.

Первый этап можно рассматривать как неофициальный, так как не все стадии последовательно может проходить тот или иной проект.

1. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта.

2. Подготовка текста нормативно-правового акта.

3. Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта.

4. Согласование проекта нормативно-правового акта.

5. Доработка проекта нормативно-правового акта.

Второй этаппринятие нормативно-правового акта – следует рассматривать как официальный, так как обычно эта процедура строго определена в регламентах правотворческих органов.

6. Внесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа (реализацией права законодательной инициативы).

7. Обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе.

8. Голосование проекта как наиболее важная стадия правотворческого процесса.

9. Подписание законопроекта.

10. Опубликование нормативно-правового акта.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основных стадии:

1. законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона;

2. обсуждение законопроекта;

3. принятие закона;

4. обнародование закона.

Систематизация нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц, по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.

Выделяют следующие виды систематизации:

кодификация;

инкорпорация;

консолидация.

Инкорпорация– такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в тексты нормативных актов вносятся изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имеющие временное значение, потерявшие силу.

Кодификация – такой вид систематизации, при который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

Этот вид систематизации является и разновидностью правотворчества, происходит «расчистка законодательства».

Кодификация может быть только официальной!

Консолидация – это объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений.

Акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она всегда носит официальный характер: сходство с кодификацией. Нормативный материал не меняется по существу, располагается в определенном порядке, обрабатывается только редакторскими правками – сходство с инкорпорацией, может рассматриваться как разновидность инкорпорации.

Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить два основных вида юридической техники. Во-первых, правотворческая техника, во-вторых, техника индивидуальных правовых актов.

Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы, которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативно-правовых актов. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника.

Второй вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.).

Содержание юридической техники складывается из 3-х основных элементов:

1) правила юридической техники;

2) средства юридической техники;

3) приемов или способов юридической техники.

Правила юридической техники– подразделяются на 3 категории или части: 1-ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению нормативного акта. Каждый нормативный акт должен иметь заголовок, указывающий на вид нормативного акта. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2-ую категорию составляют правила, относящиеся к содержанию и внутренней структуре нормативного акта. 3-ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права.

Средства юридической техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юридической техники относят терминологию, т.е. это язык, который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (литературный язык), но есть и специальная юридическая терминология (вырабатывающаяся юридической наукой). Третья разновидность терминологии, специально-техническая терминология – относится к другим областям знаний. Кроме общих средств используются и специальные средства. К ним относятся, прежде всего, юридические конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юридической наукой и юридической практикой. Типичный пример юридической конструкции – состав правонарушения.