По способам установления правовых норм
По субъектам правотворчества
Виды правотворчества (его формы)
Тема 15. Правотворчество
Материал по этому разделу можно найти во всех учебниках теории государства и права. Особенно подробно он освещается в работах: Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии: научно-практ. пособие [Текст] / Отв. ред. Р.Ф.Васильев. – М., 2000. – 320 с.; Федеральный законодательный процесс: понятие и структура [Текст] / А.Н.Кокотов // Правоведение. – 2001. - № 1. – С. 53 – 63; Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации [Текст] / Н.П.Колдаева // Государство и право. – 2003. - № 2. – С. 13 – 16; Кривенко, Л.Т. Перспективы модельного правотворчества Межпарламентской Ассамблеи СНГ в области конституционного права [Текст] / Л.Т.Кривенко // Журнал российского права. – 2000. - № 12. – С. 109 – 116 и др.
Правотворчество – это деятельность, направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключительным правом) государства.
Субъекты правотворчества – это лица, осуществляющие правотворческую деятельность. Основными субъектами правотворчества являются государственные органы и государственные организации.
Во-первых, правотворчество государственных органов и организаций.
Во-вторых, правотворчество негосударственных органов и организаций.
В-третьих, совместное правотворчество.
В-четвертых, народное правотворчество.
Во-первых, непосредственно правоустановительная деятельность (субъект правотворчества сам непосредственно устанавливает нормы права)
Во-вторых, санкционирование (органы государства придают юридическую силу каким либо не правовым нормам, чаще всего этот происходит с обычаями и корпоративными нормами).
В силу общественной значимости законов установлена особая процедура их принятия. Она, как правило, регулируется нормами Конституции РФ и других законов.
В законотворческом процессе следует выделять два этапа: подготовку нормативно-правового акта и его принятие, которые в свою очередь распадаются на ряд стадий.
Первый этап можно рассматривать как неофициальный, так как не все стадии последовательно может проходить тот или иной проект.
1. Принятие решения о подготовке нормативно-правового акта.
2. Подготовка текста нормативно-правового акта.
3. Обсуждение текста проекта нормативно-правового акта.
4. Согласование проекта нормативно-правового акта.
5. Доработка проекта нормативно-правового акта.
Второй этап – принятие нормативно-правового акта – следует рассматривать как официальный, так как обычно эта процедура строго определена в регламентах правотворческих органов.
6. Внесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа (реализацией права законодательной инициативы).
7. Обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе.
8. Голосование проекта как наиболее важная стадия правотворческого процесса.
9. Подписание законопроекта.
10. Опубликование нормативно-правового акта.
В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя четыре основных стадии:
1. законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона;
2. обсуждение законопроекта;
3. принятие закона;
4. обнародование закона.
Систематизация нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц, по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.
Выделяют следующие виды систематизации:
кодификация;
инкорпорация;
консолидация.
Инкорпорация– такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в тексты нормативных актов вносятся изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имеющие временное значение, потерявшие силу.
Кодификация – такой вид систематизации, при который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.
Этот вид систематизации является и разновидностью правотворчества, происходит «расчистка законодательства».
Кодификация может быть только официальной!
Консолидация – это объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений.
Акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она всегда носит официальный характер: сходство с кодификацией. Нормативный материал не меняется по существу, располагается в определенном порядке, обрабатывается только редакторскими правками – сходство с инкорпорацией, может рассматриваться как разновидность инкорпорации.
Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить два основных вида юридической техники. Во-первых, правотворческая техника, во-вторых, техника индивидуальных правовых актов.
Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы, которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативно-правовых актов. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника.
Второй вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.).
Содержание юридической техники складывается из 3-х основных элементов:
1) правила юридической техники;
2) средства юридической техники;
3) приемов или способов юридической техники.
Правила юридической техники– подразделяются на 3 категории или части: 1-ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению нормативного акта. Каждый нормативный акт должен иметь заголовок, указывающий на вид нормативного акта. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2-ую категорию составляют правила, относящиеся к содержанию и внутренней структуре нормативного акта. 3-ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права.
Средства юридической техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юридической техники относят терминологию, т.е. это язык, который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (литературный язык), но есть и специальная юридическая терминология (вырабатывающаяся юридической наукой). Третья разновидность терминологии, специально-техническая терминология – относится к другим областям знаний. Кроме общих средств используются и специальные средства. К ним относятся, прежде всего, юридические конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юридической наукой и юридической практикой. Типичный пример юридической конструкции – состав правонарушения.