Государственное управление иностранными делами

Российская Федерация, как самое большое по территории государство в мире, обладает мощным экономическим, интеллектуальным и военным потенциалом играет важную роль мировой политике. Она как постоянной член Совета безопасности ООН оказывает большое влияние на регулирование международных отношений. Россия сегодня является активным членом многих международных организаций, таких как Содружество Независимых Государств (СНГ), организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и многих других.

В начале 90-х годов прошлого столетия, после развала социалистического сотрудничества, его военной организации- Варшавского договора и наконец, главного его выразителя-СССР, США и их западные союзники, поставили себе цель дальнейшего расчленения России, как единого государства и превращения её в сырьевой придаток Запада.

С этой целью они развернули компанию национального суверенитета автономных республик, вражды между народами России на национальной и региональной почве и способствовали приходу к высшей государственной власти России Ельцина и его команды. Их деятельность по превращению экономики России из плановой в рыночную в виде дикой приватизации государственного имущества в частную, нанесли урон нашему государству, сравнимый с разрухой, полученной за годы Великой Отечественной войны.

Начиная с начала ХХI века, высшее руководство нашей страны проводит курс укрепление российской государственности, модернизацию и технологическое перевооружение её экономики, расширению демократии и её институтов и повышению роли и авторитета России на международной арене. Ярками примерами этому являются признание Российской Федерации важнейшим субъектом международных отношений, его лидера- Президента РФ В.В. Путина самым эффективным руководителем среди лидеров самых развитых государством мира в 2012 году, ввод в боевое дежурство атомных подводных ракетоносцев IV поколения «Юрий Долгорукий» и самого мощного в мире атомного ледокола «Витус Беринг» 10 января 2013г., ввод в эксплуатацию целого микрорайона современного жилого комплекса в г. Крымске, жители и инфраструктура которого сильно пострадали в результате наводнения в начале августа 2012г.. На ликвидацию последствий этой ужасной трагедии наше государство выделило 20 млрд. рублей бюджетных денег и 11 января глава нашего государства, как и в дни трагедии, лично беседовал с гражданами г. Крымска и выслушивал самые искренние слова благодарности за помощь и поддержку их в беде.

Именно благодаря абсолютного большинства нашего народа Президент РФ объяснил руководителям Евросоюза, что Россия- сильное государство, способное отстоять свои интересы и чтобы с ней разговаривали, общались как с равными партнерами, как коллеги, как друзья. Мы лицемерие не примем, заявил Президент РФ. Таким образом, в XXI веке, когда закончилось противостояние двух общественно-политических систем, для поддержания достойного статуса Российской Федерации на международной арене, все более значимым становится государственное управление иностранными делами.

Наше государство исходит из того, что в современном мире, сложном во всех отношениях, прежде всего связанных с истощением мировых запасов жизнедеятельности и кардинальным ухудшением экологии Земли в результате потребительского отношения человечества к земным богатствам, центром регулирования международных отношений и координации мировой политики и в ХХI веке должна оставаться организация объединенных наций (ООН).

Внешняя политика и государственное управление иностранными делами - прерогатива высшего политического руководства страны. Конституция РФ наделяет Президента РФ самыми широкими полномочиями в сфере внешней политики и управления иностранными делами. В соответствии со ст. 86 Основного закона глава государства определяет главные направления внешней политики нашего государства, представляет его за рубежом, подписывает международные договоры РФ, принимает верительные и отзывные грамоты послов и дипломатических представителей иностранных государств в Российской Федерации, назначает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания РФ чрезвычайных и полномочных послов РФ в иностранных государствах.

Президентом РФ сформированы пять неотъемлемых принципов реализации внешней политики нашего государства:

Верховенство норм международного права при международной политики и жизни РФ;

Российская Федерация признает не однополярный мировой порядок под эгидой США, а многополярный мир.

Наша страна не хочет конфронтации ни с одним государством в мире. Мы хотим строить отношения с другими странами на условиях взаимной выгоды и равного партнерства.

Защита жизни и здоровья граждан РФ за рубежом государством.

Защита интересов РФ и её стратегических партнеров на международной арене. Большую помощь Президенту РФ в реализации его полномочий оказывают Совет Безопасности РФ и управление Президента РФ по внешней политике. Их основные задачи:

- содействия Президенту РФ в определении основных внешней политики государства; в конкретном регионе и в конкретный период (к примеру: разрешение конфликта в Сирии, продолжающейся с 2010г. по настоящее время дипломатическим путем, а не военным, с использованием вооруженных сил других государств).

- участие в разработке общей стратегии внешней политики России;

- информационно-аналитическое и организационное обеспечение Президента РФ по реализации его полномочий в международных отношениях.

- обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств, их должностными лицами, политическими и общественными деятелями.

- подготовка предложений Президенту РФ его вопросам сотрудничества с другими государствами, в т.ч. и в сфере военно-технического сотрудничества.

Обширными полномочиями в сфере иностранных дел обладает Правительство РФ. Оно осуществляет обеспечение отношений с иностранными государствами международными организациями; обеспечивает представительство РФ в международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ и обеспечивает выполнение международных обязательств РФ по международным договорам; наблюдает за выполнением обязательств другими участниками международных обязательств; отстаивает геополитические интересы России на международной арене; защищает граждан РФ за пределами её территории и др. функции. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26 апреля 2004г. № 520-р в структуру аппарата Правительства РФ входит Департамент международного сотрудничества.

Специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление в сфере иностранных дел является Министерство иностранных дел (МИД)РФ. Оно осуществляет свою деятельность на основании Положения о нем, утвержденного указом Президента РФ от 11 июля 2004г. № 865 и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере иностранных дел и нормативно-правовое регулирование в области международных отношений.

Основные задачи МИД РФ:

- разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

- реализация внешнеполитического курса РФ в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ.

- обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами и сношений с международными организациями;

- обеспечение дипломатически и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других её интересов на международной арене;

- защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод граждан и юридических лиц за рубежом;

- содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном и региональном уровне в целях обеспечения участия этих органов и их должностных лиц в международной деятельности.

- координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;

- содействие в развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995г. «О международных договорах Российской Федерации» МИД России предоставлены широкие права по обеспечению заключения международных договоров РФ. Министр иностранных дел РФ скрепляет своей подписью ратификационные грамоты международных договоров РФ, подписанных Президентом РФ.

В систему управления министерства иностранных дел входят центральный аппарат, загранучреждения, территориальные органы, организации, которые обеспечивают его деятельность на территории РФ.

Российская Федерация имеет развитую сеть дипломатических представительств и консульских учреждений. В странах, с которыми Российская Федерация имеет дипломатические отношения она учреждает посольства и дипломатические миссии. Согласно Положению о Посольстве РФ, утвержденный указом Президента РФ от 28 октября 1996г. № 1497, посольство является государственным органом внешних отношений, который представляет Россию в стране пребывания. Посольство имеет следующие главные функции:

- обеспечение национальных интересов РФ в стране пребывания;

- защита законных прав и свобод граждан РФ и юридических лиц в стране пребывания;

- отстаивание интересов РФ в государстве пребывания.

Возглавляет посольство Чрезвычайный и полномочный Посол РФ. Он действует на основе Положения о Чрезвычайном и полномочном после РФ в иностранном государстве, утвержденном указом Президента РФ от 7 сентября 1999г. № 1180. Посол является высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания, обеспечивает проведение дипломатическими средствами внешнеполитического курса РФ, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности и территориальной целостности РФ, прав и интересов российских граждан в стране пребывания.

Основные функции Посла РФ: организация работы Посольства РФ
в зарубежном государстве; распределение обязанностей между сотрудниками Посольства; защита интересов Российской Федерации
в зарубежном государстве; охрана интересов граждан и юридических лиц в стране пребывания; организация взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов в иностранном государстве.