Государственное управление обороной
Государственное управление иностранными делами.
Государственное управление внутренними делами.
Государственное управление обороной.
Государственное управление в административно-политической сфере
Лекция № 21
Под обороной в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне» понимается система политических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная организация, составляющая основу обороны страны. Они были созданы указом Президента РФ от 7 мая 1992г. № 466. Вооруженные силы Российской Федерации предназначены для защиты нашего государства от агрессии иностранного государства или группы государств, обеспечения незыблемости его конституционного строя, государственного суверенитета, целостности и неприкосновенности её территории, вытекающих из ее международных договоров. Для обеспечения таких важнейших задач Вооруженные Силы современной России в результате его реформирования приобрели новый облик. Система, структура, способы комплектования, вооружение и боевая техника Вооруженных Сил современной России должны обеспечить его соответствие требованиям современных вооруженных конфликтов. Они должны обеспечить защиту нашего государства из космоса, его воздушное пространство, на водных просторах и на суше.
В соответствии с этими задачами Вооруженные Силы РФ включают 3 вида войск: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морской Флот. Военно-космические войска являются глазами и ушами армии и обеспечивают противоракетную оборону страны. Ракетные войска стратегического назначения являются сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров и могут нанести по ним сокрушительный удар в случае необходимости.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обороны нашего государства осуществляются в соответствии с Конституцией РФ (ст.57, п. «з» ст.83, ст.87), ФКЗ « Об обороне», «О мобилизационной подготовки и мобилизации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами управления Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, главнокомандующих видами Вооруженных сил, командующих родами войск, военных округов, воинских объединений, командирами соединений и частей.
Систему государственного управления обороной возглавляет Президент РФ, как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Он определяет основные направления военной политики нашего государства , утверждает военную доктрину, подписывает международные договоры РФ в сфере военной безопасности и вводит режим военного положения в случае угрозы агрессии или непосредственной агрессии против Российской Федерации, объявляет общую и частичную мобилизацию с незамедлительным уведомление об этом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. К полномочиям Президента РФ в этой сфере также относится утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, мобилизационного плана комплектования Вооруженных Сил РФ, утверждение положения о Министерстве обороны РФ и положении о других федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных по управлению другими войсками (к примеру, железнодорожными, дорожно-строительными), издание указов о призыве граждан на военную службу и увольнение граждан из военной службы по призыву. Президент РФ назначает офицеров на высшие воинские должности и присваивает высшие (генеральские) воинские звания.
В своей деятельности по управлению обороной страны Президент РФ опирается на Совет Безопасности РФ, в которую по должности входят высшие должностные лица государства , имеющие полномочия в сфере безопасности и обороны. Он подготавливает решения Президента РФ в области безопасности и обороны.
Широкие полномочия в сфере обороны государства имеет Правительство РФ. Оно отвечает за организацию оснащения Вооруженных Сил новейшими образцами вооружения и военной техники, материальными средствами и ресурсами, вещевым имуществом и продовольствием, разработку и выполнения государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; разработку и выполнение программ по гражданской обороне, переводу жизни и деятельности страны к функционированию в условиях военного времени, планов создания запасов материальных ценностей и их неснижаемых уровней на случай введения военного положения.
Для решения указанных задач при Правительстве РФ указом Президента РФ от 20 марта 2006г. № 231 создана постоянно действующая Военно-промышленная комиссия, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства РФ. Указанная комиссия координирует и организует деятельность федеральных органов исполнительной власти по оборонным вопросам.
Специально уполномоченным органом федеральной исполнительной власти по государственному управлению обороной является Министерство обороны РФ, в ведении которого находятся Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство по специальному строительству и Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной техники и материальных средств.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, оно является федеральным органом исполнительной власти, вырабатывающий и реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере обороны. Министерство обороны РФ осуществляет государственное управление обороной страны, координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти, в которых создаются воинские формирования; использование Вооруженных Сил в соответствии с законодательством РФ и ее международными договорами; поддержание боевой готовности и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, социальное обеспечение военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.
Минобороны России возглавляет систему органов военного управления, куда входят Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, главные командования видов Вооруженных Сил, главные и центральные управления Министерства обороны РФ, командования военных округов, флотов и флотилий, воинских объединений, соединений, частей и территориальных органов военного управления (воинские гарнизоны, военные комиссариаты).
В соответствии с военной доктриной Российской Федерации, планами использования Вооруженных Сил в мирное и военное время территория Российской Федерации поделена на 4 военных округа (Южный, Западный, Центральный, Восточный), которые в военное время превращаются в 4 оперативно-стратегических командования – ОСК, с переподчинением им частей и соединений всех трех видов Вооруженных Сил.
К военным округам по статусу приравнены Северный, Балтийский, Тихоокеанский и Черноморские флоты.
В целях оперативного управления воинскими частями и соединениями в Вооруженных Силах принята трехзвенная (вместо существовавших пяти) система управления на основе трехзвенного структурного построения воинских формирований по схеме: военный округ – бригада – батальон вместо существовавших ранее пятиступенчатой структуры: полк (войсковая часть)– бригада (небольшое войсковое соединение) – дивизия (войсковое соединение) – армия (войсковое объединение) – военный округ (фронт).
Непосредственное руководство боевой и политической подготовкой личного состава в частях и соединениях Вооруженных Сил РФ осуществляют их командиры и штабы. Сейчас, в новом облике Вооруженных Сил в Сухопутных войсках войсковой частью является батальон, войсковым соединением – бригада. К примеру, мотострелковой батальон состоит из трех рот, каждая рота из трех взводов, а каждый взвод из трех отделений, которые возглавляются соответствующими командирами. Жизнь, быт, боевая учеба, гарнизонная и караульная служба, воинская дисциплина, строевая подготовка регулируется общевоинскими уставами, которые утверждаются Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
На развитие Вооруженных Сил, оснащение их современными и перспективными образцами вооружения и военной техники, модернизацию оборонно-промышленного комплекса наше государство до 2020 г. планирует выделить 23 трил. рублей бюджетных денег. Внедрение новых знаний, инновационных материалов и технологий, подготовка военных кадров, способных эксплуатировать новые вооружение и боевую технику уже сегодня дают свои результаты. Способность Российской Федерации уже сегодня выпускать суперсовременные баллистические ракеты «Тополь - М», атомные подводные ракетоносцы, как «Гепард», стратегических бомбардировщиков 5-го поколения «Т-50», истребителей «СУ-35» , «Миг-34», современных танков «Т-90 СУ», боевых машин поддержки танков – БМПТ суперскоростного, надежного, стрелкового оружия, экипировка солдат новой легкой одеждой, надежно защищающей от мороза, жара и влаги, с компьютерными мониторами, ярко свидетельствует об этом.
Соответствующим должностным лицам и уполномоченным государственным контрольно-надзорным органам надо добиться использования выделенных государством финансовых средств на эти цели. При реализации государственных программ перевооружения армии и флота, оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации всем необходимым, военная безопасность и обороноспособность нашего государства будут отвечать самым высоким требованиям.