Кинематическое исследование пространственных планетарных механизмов методом планов угловых скоростей.
Графическое определение передаточного отношения.
Аналитическое определение передаточного отношения.
Двухрядный механизм с двумя внутренними зацеплениями.
Графическое определение передаточного отношения.
Рис.15.7
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.6 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1
z3 , который зацепляется с внутренним зубчатым венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внутреннего зацепления колес z2 и z1 :
для внутреннего зацепления колес z4 и z3:
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:
Рассмотрим этот метод исследования на примере планетарного механизма конического дифференциала заднего моста автомобиля. На рис. 15.8 изображена схема механизма и планы угловых скоростей.
Рис.15.8
Планы угловых скоростей строятся в соответствии с векторными уравнениями:
w2=w1+w21; w4=w3+w43 | w3=w2+w32; w5=w3+w53 |
Вектора относительных угловых скоростей направлены по осям мгновенного относительного вращения:
w21- по линии контакта начальных конусов звеньев 2 и 1;
w32- по оси шарнира С;
w43- по линии контакта начальных конусов звеньев 4 и 3;
w53 - по линии контакта начальных конусов звеньев 5 и 3.
Вектора абсолютных угловых скоростей направлены по осям кинематических пар, которые образуют звенья со стойкой:
w2 - по оси пары В ; w1 - по оси пары А ;
w4 - по оси пары Е ; w5 - по оси пары D .
Направление угловой скорости сателлита 3 определяется соотношением величин угловых скоростей w2 и w32 .
Рассмотрим три режима движения автомобиля:
- прямолинейное движение w4 = w5 (векторная диаграмма на рис.15.8a). В этом режиме движения корпус дифференциала 2 и полуоси 4 и 5 вращаются с одинаковыми угловыми скоростями w4 = w5 = w2 , а относительная угловая скорость сателлита w32=0.
- поворот автомобиля направо w4 < w5 (векторная диаграмма на рис.15.8б). При повороте направо угловые скорости полуосей не равны и связаны неравенством w4 < w5 , поэтому сателлит будет вращаться с такой угловой скоростью w32, которая обеспечивает постоянство угловой скорости корпуса дифференциала w2.
- буксование левого колеса w4 = 0 (векторная диаграмма на рис.15.8в). При буксовании левого колеса, правое колесо останавливается w4 = 0, а левое будет вращаться с угловой скоростью w5 = 2∙w2 .
Для того, чтобы в условиях низкого сцепления колес с грунтом, уменьшить опасность их пробуксовывания в дифференциалы автомобилей высокой проходимости включают элементы трения или блокировки.