Влияние сознания и самосознания личности на ее поведение в организации.
Сознание– высшая комплексная форма отражения предметов и явлений окружающего мира.
Потребность– состояние нужды в чем-либо.
Мотивы – побудительные причины поведения и действий человека.
Желание– состояние актуализированной потребности.
Стремление – желание и готовность действовать определенным образом.
Ожидание – предвосхищение человеком будущих событий, отражает представление человека о результатах действий.
Цель – воображаемый и предполагаемый результат деятельности.
Установка – готовность чувствовать и вести себя определенным образом.
Ценности – нравственные и этические императивы, выработанные культурой, усвоенные личностью в виде субъективной значимости явлений.
Убеждения– элементы мировоззрения, духовные устои.
Культура – система приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, традиций, норм и правил.
Жизненный опыт – совокупность усвоенных навыков, умений, знаний, полученных в результате практического взаимодействия личности с миром.
Социальные факторы – принадлежность к социальной группе, образование, правовые условия, семейное положение и др.
Экономические факторы – благосостояние семьи, уровень заработной платы, профессионализм и др.
Самосознание– особая форма сознания личности, при которой она одновременно является и объектом, и субъектом. В результате этого процесса формируется Я-концепция человека, или Я-образ. Я-концепция – динамическая система внутренних идентичностей.
В состав Я-концепции входят «Я» возможное – представление индивида о том, каким он может и хотел бы стать; «Я» прошлое – каким он был; «Я» динамическое – каким бы он хотел стать; «Я» идеальное – каким он должен быть; «Я» социальное – его роли в обществе; «Я» профессиональное – виденье себя как члена профессионального сообщества, а также другие образы «Я».
Важнейшей составляющей самосознания является самооценка личности – эмоционально-ценностное отношение к себе, предполагающее оценку своих способностей, качеств, поступков, своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.
С понятием самооценки тесно связано понятие уровня притязаний. Уровень притязаний – степень трудности целей, достижение которых является для человека привлекательным, максимальный успех, которого стремиться достичь человек в том или ином виде деятельности. Уровень притязаний также бывает заниженным, завышенным и адекватным.