Концепция социального обмена
Сфокусированность функционализма на социальных системах, их организации (структуре), отношениях между системами привела к потере проблемы человека и его поведения. Теория социального обмена явилась попыткой движения от «чисто» социологического к «психологически окрашенному» представлению о человеке, выступая под девизом: «Верните человека в социологический анализ!». По их мнению, социальное поведение представляет' собой взаимодействие людей, которое не может быть ни чем иным как процессом обмена, подобным экономическому. И поскольку правила экономического обмена доступны научному описанию, то нет никаких причин утверждать, что в отношении социального обмена это невозможно.
Наиболее известными представителями данного социологического направления принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (р.1910) и Питера Блау (р.1918).
Дж. Хоманс развил свои идеи в своих исследованиях «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки». Хоманс подверг обстоятельной критике структурно-функциональный анализ за его непригодность в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. С точки зрения Хоманса, положения этой теории слишком абстрактны, их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы.
Дж. Хоманс подчеркивает важность психологии при объяснении социального мира.
Он видит социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. В отличие от Т. Парсонса, социальные системы у Дж. Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме. Основные постулаты теории обмена:
1.Первый постулат — постулат успеха — состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.
2.Второй постулат — постулат стимула — описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему) личность будет стремиться повторить действие.
3.Третий постулат — постулат ценности — заключается в том, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.
4.Четвертый постулат — постулат «насыщения-голодания» — исходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для нее повторение подобной награды.
5.Пятый постулат — постулат «агрессии-одобрения» — характеризуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными.
Этот набор из пяти положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Более того, Дж. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов. Он считает, что в сущности отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия индивидов.
В самом деле, вводимые им положения хорошо объясняют поведение людей (социальный обмен) только тогда, когда взаимодействие индивидов оказывается взаимовыгодным или, по терминологии Дж. Хоманса, симметричным. Но общественные отношения далеко не всегда взаимовыгодны. Для объяснения несимметричных отношений обмена Дж. Хоманс выдвигает принцип наименьшего интереса, состоящий в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации (процессе обмена) обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. Результатом этого становится появление власти, поскольку тогда «один человек имеет большую способность вознаградить других в обмене, чем другие могут вознаградить его».
Таким образом, любые властные отношения, даже самые насильственные, представляют собой, согласно Дж. Хомансу, частный случай обмена (несимметричный обмен), а потому могут объясняться исходя из тех же положений, что и обмен симметричный. Эта концепция власти сопровождается у Дж. Хоманса идеологической верой в то, что социальная эволюция предполагает выравнивание отношений обмена, делая насилие скорее частным случаем, чем правилом.
Сущность социальных отношений в обществе Хоманс трактовал в духе концепций бихевиоризма. В частности, это нашло свое выражение в его интерпретации проблемы «подкрепления» социального поведения и социально-экономического обмена наградами. Как отмечал Хоманс, «секрет социального обмена между людьми заключается в том, чтобы дать другому человеку из своего поведения то, что представляется ему более ценным, чем вам, и получить от него то, что представляет большую ценность для вас, чем для него».
Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей (как у Т. Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь «иллюзией выбора», подчиненного психологическим правилам.
Следует отметить, что в ряде своих подходов Хоманс стремился приблизить социологию к экономической науке. В этой связи не случайно, что человек у Хоманса действует вполне рационально и его поступки оцениваются в контексте ряда экономических категорий. При изучении социального поведения Хоманс предпочитает оперировать такими понятиями, как «издержки», «выгода» и другими, заимствованными им из категориально-понятийного аппарата западной политэкономии.
Оригинальную социологическую концепцию предложил в этот период Питер Блау – «Обмен и власть в социальной жизни» (1964).
Стремясь вскрыть связь между микропроцессами межличностного обмена, взаимодействия и конфликта, с одной стороны, и возникновением таких структур, как социальные группы, организации и институты, с другой, Блау ориентировался на постижение ряда вопросов, связанных с причинами и механизмами возникновения, изменения и распада различных типов социальной организации. В рамках собственного подхода Блау определяет обмен как специфический тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений».
Таким образом, по Блау, обмен может иметь место лишь в границах таких отношений, при которых «вознаграждения» ожидаются и получаются от определенных посторонних лиц. Это определение обмена более ограничено, нежели дефиниция Хоманса, которая охватывает любую активность в рамках обмена вне зависимости от ожидания либо получения «вознаграждения».