Структурный функционализм. Т.Парсонс: общая теория действия и социальные системы.

 

Структурный функционализм – направление социологической мысли XX века и парадигма, представители которого трактуют общество как социальную систему, имеющую свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Выделяют ранний структурный функционализм и зрелый. Ранний структурный функционализм охватывает 20-30-е гг. ХХ века. Его основные представители – социальные антропологи Бронислав Малиновский (1884-1942), Радклифф-Браун (1881-1955), они занимались изучением примитивных обществ. Браун использовал системный подход, он разработал понятие социальной структуры как связи и отношения между членами общества. Предложил три положения:

1.для того чтобы общество существовало, необходима хотя бы минимальная солидарность

2.между частями системы должна быть согласованность

3.основные структурные черты общества инвариантны

Постулаты раннего функционализма:

1.постулат универсальной функциональности (всякое событие внутри системы функционально для всей системы, способствует ее сохранению)

2. постулат функционального единства (функции отдельного феномена составляют функцию всей системы) Функциональное единство – состояние, в котором все части социальной системы работают совместно с достаточной гармоничностью, т.е. не порождая устойчивых конфликтов

3.постулат функциональной незаменимости (существуют определенные функции, которые являются незаменимыми в том смысле, что если они не будут выполняться, то общество прекратит свое существование. Определенные культурные или социальные формы являются необходимыми для выполнения каждой функции.

Основным представителем зрелого функционализма является Толкотт Парсонс (1902-1979) – американский социолог, создатель социологической доктрины структурного функционализма. Его основные работы – «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социологическая теория и современное общество» (1967), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977).

Парсонс считал, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является исследование процессов интеграции социальных систем. С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий индивидов, каждый из которых одновременно является и действующим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки, стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действующих лиц, так и для себя самого. Вместе с тем социальная система рассматривается Парсонсом как «открытая», находящаяся в отношениях взаимозависимости и взаимопроникновения с рядом окружающих систем.

Любую социальную систему, считал Т.Парсонс, можно представить в двух неразрывных аспектах:

1. Как структуру, состоящую из совокупности единиц или компонентов со стабильными свойствами (статика системы).

2. Как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются свойства и отношения между структурными единицами (динамика системы), причем сами эти изменения связаны с действиями.

Если рассматривать социальную систему с точки зрения ее структуры, то минимальной единицей такой системы является роль субъекта действия, а минимальное отношение представляет собой стандартизированное взаимодействие, когда ориентируясь на других, и , наоборот, выступая для них ориентиром, каждый является объектом для всех остальных. Таким образом, даже на самом своем элементарном уровне социальная система предстает в органической взаимосвязи структуры и событий, с ней происходящих, т.е. изменений, связанных с действием.

Из этого следует, что социальные системы рассматриваются как сложные совокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определение рассматриваемого феномена «социальные системы – сложные и ценностные совокупности социальных действий, включающих в себя различные взаимодействия и изменения структур, возникающих в результате взаимодействий».

Общая модель действия называется «единичным актом» и включает в себя, согласно Парсонсу, два основных компонента:

1.действующее лицо (актор), т.е. субъект действия, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели, способного описать способы их достижения и осуществить их.

2. ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым оно зависит

Таким образом, действие предстает как некоторый процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющие мотивационное значение для действующего индивида.

Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно Парсонсу, состоит из четырех факторов:

1.биологический организм

2.культура

3.личность

4.социальная подсистема

Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют структурную иерархию систем, приводящую в процессе своего функционирования к «интегративному состоянию общества».

Первым фактором ситуационного окружения, считает Парсонс, является биологический организм, первичной структурной характеристикой которого выступает не анатомическое строение, а видовой тип организма, рассматриваемый с точки зрения физических требований органической жизни. Рассматриваемый фактор включает в себя общие органические процессы, которые обеспечивают адекватное функционирование личности, в особенности в отношении к комплексам родства, места жительства и здоровья.

Вторым фактором ситуационного окружения действующей системы является, согласно Парсонсу, система культуры. Ядром общества как системы, по его мнению, выступает структурированный нормативный порядок. Этот порядок состоит из культурных объектов, представляющих собой символические элементы культурной традиции – идеи, верования, ценности, нормы и правила. Поэтому для выживания и развития социальное сообщество должно поддерживать единство общей культурной ориентации, разделяемой его членами в качестве основы их социальной идентичности.

Т. Парсонс подчеркивает социетальную сущность культурной системы. Несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и к созданию отдельных культурных элементов, ни один индивид сам по себе, вне взаимодействия с другими людьми, не в состоянии создать культурную систему. Именно общие культурные образцы, которых придерживается большинство членов общества, обеспечивают системы действий высокоустойчивыми структурными опорами, аналогичными той устойчивости, которую создает генетический код биологического вида.

Каждый индивид обладает генетически определенным биологическим организмом, вместе с тем он усваивает что-то из общей с другими индивидами культуры. Но в то же время его организм и его окружение – физическое, социальное и культурное – всегда в определенных аспектах уникальны. Поэтому личность в качестве определенной социальной системы не сводима ни к организму, ни к культуре. Личность, согласно Парсонсу, образует аналитически независимую структуру.

Социальная система отличается «интегративным состоянием», которое возникает в результате взаимодействий входящих в нее индивидов, а ее важнейшей функцией является интегративная, объединяющая функция.

Система действий, согласно Парсонсу, выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1.Адаптация (нацелена на установление благоприятных отношений между системой действия и окружающей ее средой и на приспособление к среде)

2.Целедостижение заключается в определении целей системы с мобилизации энергии и ресурсов для их достижения

3. Интеграция направлена на поддержание координации между частями системы, ее связности, на защиту ее от резких изменений и крупных потрясений

4. Мотивация направлена на воспроизводство образца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям системы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них. Эту функцию Парсонс назвал латентностью, или функцией поддержания образца.

Если сопоставить рассмотренные ранее четыре системы (биологический организм, культуру, личность, социальную систему) с только что охарактеризованными функциями системы действия, то они выступают в качестве специфических подсистем.

Биологический организм соответствует функции адаптации. Именно через ощущения мы устанавливаются контакты с внешним миром для: а) приспособления к нему б)манипулирования им в) преобразования его

Система личности соответствует функциям целеполагания и целедостижения. Именно личность определяет цели, активизирует энергию и мобилизирует ресурсы для их достижения.

Социальная система соответствует функции интеграции. Она создает солидарность взаимодействующих индивидов, отношениям между которыми свойственна склонность к конфликтам и дезорганизации. Налагая ограничения на эти склонности, поддерживая связность между индивидами, она приводит к интегративному состоянию.

Система культуры соответствует функции поддержания образца. Она предполагает или навязывает действующим субъектам нормы, правила, идеалы, ценности, которые мотивируют их действия.

Роберт Кинг Мертон (р.1910), основная работа – «Социальная теория и социальная структура». В отличие от Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, он обратил главное вни­мание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, воз­никающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его со­циальной структуре. Под функциями американский социолог понимает «наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы и приспособления ее к среде. Дисфункция характеризует то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать социальную систему, но и иметь разрушающее действие.

Далее он специально характеризует явные и латентные функции и подчеркивает важность такого выделения. Первые (явные функции) оз­начают объективные и преднамеренные последствия социального дейст­вия, вторые (латентные функции) — непреднамеренные и неосознанные последствия.

Наряду с постулатом функционального единства общества социолог обсуждает основную теорему функционального анализа: точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями. Все социологические явления могут подвергаться функциональному ана­лизу.

Основное требование здесь состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованные (т.е. повторяющиеся, типизированные) явления, такие, как, например, социальные процессы, социальные роли, культурные стандарты, эмоциональные реакции, институциональные ти­пы, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.