Общие требования к организации подготовок АТ к полетам
Подготовка авиационной техники и личного состава к предстоящим полетам начинается с момента принятия решения на полеты командиром части. Она организуется начальником ИАС в соответствии с требованиями ФАП ПП и ФАП ИАО государственной авиации.
Подготовкой ВС к полетам называется комплекс работ, которые включают в себя определение их технического состояния, устранения выявленных неисправностей, снабжение и снаряжение всеми необходимыми материалами в количестве, потребном для выполнения полетного задания.
Полет современного ВС сложен как по организации работ всех служб, участвующих в его подготовке и обеспечении, так и по технической реализации. От четкого взаимодействия всех служб, обеспечивающих техническую готовность ВС и готовность экипажа, зависит своевременность вылета и качество выполнения полетного задания.
Подготовка авиационной техники и личного состава к полетам включает:
– постановку задачи личному составу ИАС на проведение полетов;
– подготовку летного и инженерно-технического состава к эксплуатации авиационной техники;
– проведение подготовки авиационной техники к полетам;
– контроль готовности личного состава ИАС и авиационной техники к полетам, соблюдения правил ее эксплуатации и мер безопасности при выполнении работ;
– проведение послеполетной подготовки авиационной техники;
– анализ paботы личного состава ИАС, состояния авиационной техники и проведение технических разборов.
Планирование и организация подготовки и проведения полетов одиночных самолетов в установленные командованием сроки не вызывает особых трудностей у ИТС. Для их обеспечения может быть выделено достаточное количество технического состава и средств наземного обслуживания.
При организации же групповых полетов, особенно в составе авиаполка, условия подготовки авиационной техники существенно усложняются. В этом случае, как личный состав, так и средства наземного обслуживания необходимы в большом количестве а, следовательно, затрудняется возможность маневрирования ими.
Учитывая это, а также необходимость качественной подготовки самолетов к полету, руководящий инженерно-технический состав должен так спланировать и организовать подготовку авиационной техники, чтобы наиболее рационально использовать как личный состав, так и средства наземного обслуживания полетов.
Для сокращения времени подготовки самолета к полету максимум операций по его подготовке производится заранее. Непосредственно перед полетом на самолете производятся только те работы, которые нельзя сделать заблаговременно и работы, отражающие специфику данного полетного задания.
Объем и последовательность работ, выполняемых при подготовке самолета к полету, определяется единым регламентом технического обслуживания и технологическими картами видов подготовок.
Подготовка авиационной техники проводится в укрытиях (на стоянках) или технических позициях.
Подготовку самолетов проводят технический состав расчетов под руководством техника самолета и НТР.
Количество и состав специалистов в расчете, как правило, должно оставаться постоянным. Состав расчетов уточняется в конце каждого рабочего дня, предшествующего полетам.
Производить подготовку авиационной техники к полетам неукомплектованными техническими расчетами запрещается.
Работы, выполняемые на самолете специалистами технического расчета, производятся с разрешения и под наблюдением техника самолёта. Опыт показывает, что малейшая небрежность при подготовке авиационной техники к полетам, может привести к травмам и даже гибели людей, поломке и разрушению дорогостоящей техники. Поэтому при подготовке самолета к полету обязательно предусматривается персональная ответственность исполнителей за качество, объем и своевременность выполнения работ с правильным оформлением соответствующей документации.
Подготовка самолетов к полетам планируется по двум направлениям:
– общее планирование;
– техническое планирование.
Общее планирование подготовки самолетов к полетам начинается после получения задачи на летный день (ночь), то есть накануне ДРАТ. В ходе общего планирования решаются следующие вопросы:
– уточняются данные о состоянии АТ и определяется необходимый объем работ на ней;
– определяются самолеты, выделяемые на полеты;
– устанавливается порядок и особенности их подготовки;
– составляется наряд инженерно-технического состава для обеспечения предстоящих полетов;
– уточняется порядок подготовки и контроля личного состава к предстоящим полетам;
– определяется потребное количество средств наземного обслуживания, контрольно-поверочной аппаратуры и устанавливается очередность их использования подразделениями;
– определяется время проведения предполетной, послеполетной и подготовки к повторному полету.
Для обеспечения полетов материально-техническими средствами начальник штаба через дежурного инженера в день, предшествующий ДРАТ и полетам, представляет командиру авиационно-технической части заявку. В заявке указывается наименование и количество средств наземного обслуживания, время, место аэродрома и в чье распоряжение они должны быть доставлены при проведении ДРАТ, а также день (ночь) полетов.
Задачей технического планирования подготовки АТ к полетам является обеспечение строгой технологической последовательности операций и согласованности как в деятельности отдельных специалистов и их групп, так и в применении средств наземного обслуживания и контрольно-поверочной аппаратуры. Планирование должно быть направлено на вскрытие и использование всех имеющихся резервов, на завершение процесса подготовки в кратчайшее или заданное время, на более полное использование располагаемого времени, сил и средств. В настоящее время при техническом планировании процесса подготовки авиационной техники к полетам широко применяют современные методы научной организации труда, в частности методы линейного, сетевого планирования и управления.
В ходе решения вопросов планирования, для инструктажа в связи с предстоящими полетами, начальник ИАС собирает руководящий инженерно-технический состав:
– инженеров части по специальности;
– командиров ато;
– начальника тэч части.
Получив нужную информацию, начальник ИАС дает указания об организации работы личного состава ИАС при подготовке авиационной техники и проведению полетов, объявляет номера самолетов для осмотра руководящим составом ИАС части. После инструктажа должностные лица ИАС составляют свои планы работы по подготовке авиационной техники и обеспечению полетов.
Работы по подготовке летательного аппарата к полету по каждой специальности должны выполняться от начала и до конца одними и теми же лицами. Поручать выполнение работ, не оконченных одним лицом, другому специалисту не разрешается. За качество и объем выполненных работ отвечают лица, непосредственно их выполнявшие.
Техник самолета отвечает за своевременную готовность его к полету. Он обязан выполнить все работы, предусмотренные функциональными обязанностями и требованиями регламента технического обслуживания, проверить качество работ, выполненных авиационными механиками и специалистами расчета по другим специальностям и убедиться в том, что все соответствующие записи сделаны в журнале подготовки ВС к полетам.
Для управления и руководства личным составом при подготовке авиационной техники к полётам, контроля за подготовкой авиационной техники предназначен ПУ ИАС, а для оперативного руководства личным составом ИАС, его деятельностью, а также для организации всех звеньев ИАС с частями обеспечения в ДРАТ назначается дежурный инженер. Свои обязанности дежурный инженер (в день, ночь полётов – старший инженер полётов) осуществляет с пункта управления инженерно-авиационной службы (ПУ ИАС), где имеются также рабочие места для диспетчера и дежурного по аэродромно-техническому обеспечению. Для этой цели ПУ ИАС оборудуется средствами проводной связи (телефонной и двусторонней громкоговорящей) и радиосвязи командными пунктами части и подразделений, авиационно-технической частью, руководителем полётов, стоянками самолётов, средств наземного обслуживания и техническими позициями.
На ПУ ИАС должны быть копия плановой таблицы полётов, технологические графики, определяющие порядок работы инженерно-технического состава и использования средств наземного обслуживания при подготовке самолётов к полёту, средства наглядной информации (например, световое табло) о ходе подготовки к полёту каждого самолёта, линейные и сетевые графики подготовок АТ к полетам. ПУ ИАС оборудуется средствами радиосвязи для прослушивания обстановки в воздухе в целях оказания своевременной помощи экипажам в полёте и должен поэтому иметь инструкцию или выписку из неё о действиях лётчика (экипажа) при отказах авиационной техники в полёте.
2. День работы на авиационной технике
Различают следующие виды подготовок АТ к полетам:
- ДРАТ (предварительную подготовку);
- предполетную подготовку;
- подготовку к повторному полету;
- послеполетную подготовку.
ДРАТ– это основной заблаговременный вид подготовки авиационной техники к полетам. Он проводится в целях углублённого контроля технического состояния самолёта после последних полётов или стоянки, для выполнения работ по обеспечению его высокой эксплуатационной надёжности в предстоящих полётах.
ДРАТ осуществляется, как правило, на местах постоянного размещения летательных аппаратов – в укрытиях (на стоянках). Периодичность ДРАТ определяется ФАП ИАО, согласно которым он проводится не менее 2 раз в неделю (не менее 1 раза в те недели, в которые проводятся ПД). Объем работ в ДРАТ определяется ФАП ИАО, ЕРТО или УНВ ВВС.
В зависимости от степени технического совершенства и освоения авиационной техники личным составом, климатических условий и условий базирования авиационной части, количество лётных смен (без проведения очередного ДРАТ), в пределах допускаемых регламентом технического обслуживания и ФАП ИАО, в каждом конкретном случае устанавливают командир части и начальник ИАС.
Самолёты, на которых ДРАТ не выполнен в установленные сроки, считаются неисправными, поэтому допускать их к полётам запрещается.
Перед началом ДРАТ командир ато:
· проводит построение личного состава ИАС;
· доводит план работы на день;
· доводит бортовые номера самолётов, на которых будет выполняться ДРАТ;
· распределяет средства наземного обслуживания полётов;
· определяет порядок выполнения монтажно-демонтажных работ;
· уточняет особенности подготовки самолётов к предстоящим полётам;
· напоминает меры безопасности при работе на авиационной технике.
ДРАТ выполняет техник (механик) самолёта и специалисты расчета по всем специальностям.
ДРАТ, как и любой другой вид работ на АТ, состоит из:
- предварительных;
- основных (осмотровых);
- заключительных работ.
Перед выполнением работ техник самолёта принимает самолёт от дежурного по стоянке подразделения, при этом обращает внимание на:
– внешнее состояние ВС;
– наличие необходимых пломбировок;
– внешнее состояние чехлов, заглушек, струбцин, состояние и наличие наземного оборудования, закреплённого за самолётом.
После росписи техника самолета в книге учета и допуска ИТС к работе на АТ, он расчехляет ВС, проверяет и готовит необходимый инструмент, КПА и СНО СП, открывает капоты и лючки.
В день работ на АТ выполняются:
- периодические работы на ВС в соответствии с РТО;
- целевые осмотры и проверки;
- контрольные осмотры ВС руководящим ИТС;
- устранение выявленных неисправностей;
- работы по содержанию в исправном состоянии инструмента и закреплённых за подразделением (ВС) средств наземного обслуживания и контроля;
- работы по уходу за специальными автомобилями подразделений, защитными укрытиями и сооружениями;
- тренажи с летным и ИТС;
- работы по уходу за АСП первого боекомплекта, съемными агрегатами вооружения, входящими в комплект самолета;
- замена агрегатов, выработавших ресурс;
- оформление документации.
Контрольный осмотр проводится в целях определения технического состояния ВС после проведения лётных смен и готовности его к предстоящим полётам. По объёму и содержанию (количеству осматриваемых агрегатов, механизмов, узлов, детальности, отводимому времени, количеству используемой контрольно-поверочной аппаратуры) контрольный осмотр, по сравнению с другими видами осмотров, является наиболее полным и углубленным.
Осмотр ВС проводится каждым специалистом в строго определённой последовательности по установленному для каждого самолета маршруту.
В процессе осмотра тщательно проверяются те агрегаты, узлы, системы самолёта, которые по опыту его эксплуатации отказывают наиболее часто. Техник самолёта и специалисты расчета по авиаоборудованию, радиоэлектронному оборудованию и вооружению проводят осмотр каждый по своей специальности. Все неисправности, обнаруженные специалистами в процессе осмотров, записываются в журнал подготовки самолёта. При осмотре никаких работ по устранению выявленных неисправности до окончания всего маршрута осмотра не производят, так как в начале должно быть установлено общее техническое состояние ВС, а затем определён порядок устранения неисправностей с учётом их сложности и взаимосвязи.
Об окончании и результатах осмотра специалисты расчета докладывают технику самолёта. Техник ВС докладывает об итогах осмотра и состоянии самолёта НТР.
Устранение неисправностей, выявленных при осмотре, является важным этапом в подготовке авиационной техники к полёту.
Специалисты технического расчета, принимающие участие в осмотре самолёта, докладывают технику ВС и начальнику технического расчета об окончании осмотра и обнаруженных неисправностях. Получив доклад от техника самолета, НТР лично осматривает выявленные неисправности и докладывает командиру ато о состоянии ВС. Командир ато и инженеры ато по специальностям инструктируют подчинённый технический состав о методах выявления и устранения наиболее сложных неисправностей, дают указания о порядке их устранения, а также о необходимом времени, потребных запасных частях и расходных материалах для приведения авиационной техники в исправное состояние, лично проверяют качество выполнения этих работ.
О выполненной работе (способе устранения неисправности) каждый специалист делает запись в журнале подготовки самолёта и расписывается. Контроль качества выполненных специалистами работ по устранению неисправностей осуществляют техник самолета и НТР.
Подготовку авиационных средств поражения и съёмных агрегатов вооружения производят на стоянках специалисты групп авиационного вооружения.
Работы по уходу и содержанию в исправном состоянии инструмента, контрольно-измерительной аппаратуры осуществляют техники ВС и специалисты расчета, за которыми закреплены инструмент и КИА.
Проведение тренажей с лётным и ИТС осуществляется согласно плану и графикам, составленным заместителем командира авиационной части по ИАС и утвержденным командиром авиационной части. Тренажи проводят непосредственные начальники: командир звена – для летного состава, НТР – для личного состава технического расчета.
Оформление документациивключает внесение всех установленных записей в ЖПВС, формуляры самолета и двигателей, а также в паспорта агрегатов систем самолета и двигателей.
По окончании ДРАТ все участвующие в нем исполнители должны полностью проконтролировать оформление соответствующей технической документации. Контроль готовности технического состава ато к полётам проводят командиры ато (инженеры ато по специальности) в соответствии с указаниями заместителя командира авиационной части по ИАС и своими функциональными обязанностями.
Различают следующие виды контроля готовности авиационной техники руководящим ИТС авиационного полка:
– контрольный осмотр;
– предполётный осмотр;
– стартовый осмотр.
Нормы осмотров указаны в ФАП ИАО, Приложение № 3.8. При проведении этих осмотров проверяют техническое состояние авиационной техники, знание конструкции и правила эксплуатации ИТС, правильное ведение формуляров и ЖПВС.
Подведение итогов работы, анализ имевших место неисправностей авиационной техники и дача указаний по их устранению и предупреждению проводятся на технических разборах в конце ДРАТ, которые проводят ежедневно НТР, (один раз в неделю – командир ато).
По окончании ДРАТ техник самолёта закрывает все лючки и капоты, проверяет инструмент и КПА, расставляет все СНО СП на месте стоянке ВС, закрывает самолёт, зачехляет, опечатывает и сдает его под охрану ДСП под роспись в книге учета и допуска инженерно-технического состава к работе на авиационной технике.
Получив необходимую информацию, заместитель командира авиационной части по ИАС докладывает командиру части о состоянии авиационной техники и её готовности к предстоящим полётам.
ДРАТ проводится в течение полного рабочего дня. После его выполнения инженерно-техническому составу должно быть предоставлено не менее 8 часов для отдыха. При подготовке авиационной техники к полётам не должна снижаться готовность частей к ведению боевых действий.