Удаление воздуха из системы отопления

Задвижки размещают на главных подающих и обратных магистралях, до и после (по движению теплоносителя) теплообменников, циркуляционных и смесительных насосов, водоструйных элеваторов, редукционных клапанов, конденсатоотводчиков, исполнительных механизмов автоматического регулирования и других аппаратов, а также на обводных линиях.

Паровые магистрали снабжают гидравлическими затворами (петлями) или конденсатоотводчиками для удаления конденсата, образующегося попутно при движении пара. Их можно отнести к запорной арматуре для пара.

Запорный кран; 2 — стояк, 3 — спускной кран, 4 — магистраль; 5 —дренажная линия; 6 — общий запорный вентиль; 7 — открытый перепускной бачок; 8 — в водосток

Арматуру можно располагать также непосредственно на отопительных приборах. Известны, например, конструкции запорно-регулирующих кранов, устанавливаемых между секциями чугунных радиаторов. Уже говорилось о кране КРП, встроенном в стальной радиатор типа РСГ-2к.

Арматура на стояках предназначена для полного отключения отдельных стояков, если требуется проводить ремонтные и другие работы во время отопительного сезона. Арматуру для тех же целей помещают в начале и конце каждой ветви горизонтальных систем отопления.

Арматуру на стояках малоэтажных (1—3 этажа) зданий устанавливать нецелесообразно. Здесь проще предусматривать возможность отключения арматурой сравнительно небольшой части системы отопления (например, вдоль одного фасада здания). На стояках лестничных клеток арматуру применяют независимо от числа этажей.

В многоэтажных зданиях на стояках систем отопления устанавливают запорные проходные (пробочные) краны и вентили (см. рис. 5.4). Проходные краны используют при температуре теплоносителя воды до 105 °С и небольшом гидростатическом давлении в системе. В высоких зданиях при гидростатическом давлении, превышающем 0,6 МПа в нижней части стояков, проходные краны заменяют более прочными и надежными в работе вентилями. Вентили также предусматривают на стояках при других теплоносителях — высокотемпературной воде и паре. Предпочтительно применение вентилей с наклонным шпинделем («косых» вентилей), создающих меньшие гидравлические потери давления и шум по сравнению с «прямыми» вентилями.

При водяном отоплении для спуска воды из одного стояка (ветви) и впуска воздуха в него при этом, а также для выпуска воздуха при последующем заполнении водой рядом с запорными кранами (или вентилями) размещают спускные краны (внизу стояков со штуцером для присое­динения гибкого шланга) — см. рис. 5.4.

При паровом отоплении иногда (при значительном протяжении систем) на конденсатных трубах удаленных стояков предусматривают установку спускных вентилей для «продувки» системы, т. е. для быстрого удаления воздуха из нее при пуске пара.

Арматура на магистралях необходима для отключения отдельных частей системы отопления. В качестве такой арматуры используют муфтовые проходные краны и вентили, а также фланцевые задвижки на трубах крупного калибра (Dy>50мм). В пониженных местах на магистралях устанавливают водяных магистралей — воздушные краны или воздухосборники.

Рис. 5.16. Схема дренажа стояков систем водяного отопления

На вертикальных воздушных трубах систем водяного отопления с нижней разводкой (см. рис. 5.19) предусматривают арматуру (проходные краны) в тех случаях, когда предусмотрена установка запорных кранов на самих стоя­ках.

На дренажных трубах для опорожнения отдельных стояков или горизонтальных ветвей (при числе этажей три и более) систем водяного отопления применяют кроме спускных кранов у каждого стояка или ветви общий запорный вентиль перед бачком с разрывом струи для перепуска воды в водосточную сеть (рис. 5.16). Так поступают во избежание утечки воды через неисправные спускные краны стояков (ветвей) при действии системы.

Арматура в тепловом пункте здания предназначена для регулирования и отключения отдельных систем отопления, а также отопительного оборудования.

Если кроме рабочего насоса установлен второй — резервный насос, то после каждого из них кроме задвижек помещают обратные клапаны (см. рис. 6.15). Насос находится в резерве при открытых задвижках, и обратный клапан предотвращает обратное движение воды через него к всасывающему патрубку работающего насоса. Основная запорная арматура дополняется воздушными и спускными кранами в повышенных и пониженных местах.

В системах центрального отопления, особенно водяного, скопления воздуха (точнее газов) нарушают циркуляцию теплоносителя и вызывают шум и коррозию стали. Воздух в системы отопления попадает различными путями: частично остается в свободном состоянии при заполнении их теплоносителем; подсасывается в процессе эксплуатации неправильно сконструированной системы; вносится водой при заполнении и эксплуатации в растворенном (точнее, поглощенном, абсорбированном) виде. В системе с деаэрированной водой появляется водород с примесью других газов.