МАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ВЕЩЕСТВЕ
Лирика
Философская
Гражданская (политическая, социальная)
Интимная (любовная, эротическая)
Пейзажная
Определять жанры лирики учителю старших классов поможет схема, которая содержится в учебнике «Теория литературы» (под редакцией А.Галича). Эта схема может быть представлена в кабинете литературы как наглядность, но не для подробного изучения, а для общего представления о жанрах лирики и объяснения тех жанров, что определены школьной программой.
Важно указать, что в этой схеме отсутствует термины стихотворение и поэзия, которые чаще всего используются в школьной практике. Это заметил и литературовед А.Ткаченко, который подчеркнул, что в художественной практике сосуществуют оба эти термина, а в теории их или совсем не признают, или не предоставляют им жанро-разделяющего статуса. В учебнике «Искусство слова» в разделе «Версификация» он объясняет: "Стих – термин, заимствованный через польское посредничество из латыни; отсюда – и первичное значение стиха – строка к повороту. Сегодня этот термин употребляется в нескольких основных значениях: 1) строка ритмизированного текста, основная версификационная единица; 2) метрическая композиция или структура; 3) отдельное поэтическое произведение; 4) форма бытия поэзии; 5) ритмически организованный художественный язык.
Каждое из этих значений тоже трактуют по-разному. «Возникает проблема структурного приведения в порядок нашей версификационной терминологии, начиная от исходного термина. Пятое из приведенных значений, наиболее общее, легко сводится к другому, синонимическому термину – поэзия. Это и будет названием всей структуры, оппозиционной к прозе. Третью и четвертую позиции мы еще раньше объединили в другую, аксиоматическую дефиницию – стих как жанр (произведение). Другие значения, кое-что упрощая, сводим к третьей аксиоме – стих как строка» (А.Ткаченко).
В своем учебнике А.Ткаченко отдает предпочтение определению термина «стих как один из основных, а собственно – центральный жанр современной лирики», признавая таким теоретическим корректированием термина его фактический статус-кво в украиноязычной общекультурной среде. Подобные сведения, как и теоретические знания о лирике как литературном роде, учитель должен, безусловно, вводить в старшей школе.
Важную роль в изучении лирического произведения в школе играет глубокое понимание учителем таких литературоведческих тем, как «Язык художественного произведения», «Системы стихосложения», «Строфика», «Виды рифм», «Способы рифмовки», «Виды стоп» и др. Основные знания по названным темам подаются в старших классах..
Только при условии владения самим учителем теоретическим материалом, который содержится в школьных программах в рубрике «Теория литературы», он сможет научить школьников анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, усложняя эту работу от 5 класса – от введения отдельных элементов анализа до старших классов, когда выбирается тот или иной путь анализа лирического произведения.
Каждый ученик по-своему воспринимает лирические произведения. В отличие от эпических и драматических, лирическое произведение вызовет у учеников субъективные ощущения и ассоциации, и это зависит прежде всего от их личного опыта. Чтобы не разрушить первые ощущения, которые возникли у учеников во время восприятия лирического произведения и предоставить им целенаправленное развитие и поэтическую окрашенность, важно определить такую систему методических приемов, которая
*обеспечит заинтересованность произведением;
* передаст расположение духа, каким пронизанный стих;
*откроет чувства и переживания поэта, особенности его мировосприятия;
* поможет определить особенности композиции;
* поможет постичь поэтическую идею, главные мотивы;
*поможет осознать, что такое лирический герой, образы лирики, увидеть поэта и понять его неповторимое художественное слово;
* научит выразительному чтению поэзий.
Заинтересованность учеников лирическими произведениями, их умения выразительно читать важно поддерживать и во внеклассной работе. Это могут быть такие мероприятия: вечера поэзии, чтение стихов возле памятника поэту или его «последнего приюта», во время встречи с поэтом или прослушивания стихов в его исполнении, проведение конкурсов на лучшее чтение поэзий, экскурсии на природу, посещение литературных музеев, музеев-усадеб и т.п. виды и формы внеклассной работы также целесообразно выбирать с учетом возраста учащихся.
Итак, лишь осведомленность самого учителя, его влюбленность в поэзию, умение читать ее выразительно не только на уроках, а и во внеклассной работе, найдет отклик в сердцах учеников. На протяжении всей жизни, в счастливые и тяжелые минуты, будут обращаться они к любимым поэтическим строкам, которые поддержат, наполнят надеждой, пробудят чувства радости, восторга, любви.
План
1. Понятие магнитного момента атома. Микро и макротоки. Намагниченность. Магнитная восприимчивость вещества.
2. Закон полного тока для магнитного поля в веществе. Напряженность магнитного поля. Магнитная проницаемость среды. Индукция магнитного поля в веществе.
3. Условия для магнитного поля на границе раздела двух сред.
4. Типы магнетиков. Кривая намагничивания. Петля гистерезиса. Домены. Точка Кюри.