Структура уроков выразительного чтения
Готовя учащихся к уроку выразительного чтения, надо предлагать им переписать текст произведения (отрывок) в рабочую тетрадь (через строку, оставляя место для отметок).
Ход урока состоит из следующих этапов (Е. Исаева):
1. Вступительная беседа (слово). Создание атмосферы заинтересованности произведением (исторический, социальный, биографический, лексический комментарий).
2. Примерное чтения (показ). Образцовое чтение учителя или подготовленного заранее ученика, прослушивания звуковой записи.
3. Чтение учащимися текста о себе («молчаливое», «немое» чтение). Углубление в текст, ощущение звучания, подготовки к беседе.
4. Разделение текста на части для заострения внимания на композиции произведения или отдельной ее части и подготовки к следующему чтению каждой части в частности.
5. Чтение отдельных частей текста. Включает комментарий к тексту, упражнения в произношении трудных слов, словосочетаний, оборотов, разметка трудных частей текста знаками партитуры, обсуждение интонации, техники речи, логики чтения и эмоционально-образной выразительности.
Приемы обучения выразительному чтению:
1. Учет интонационной окраски каждого знака препинания.
2. Прием показа как наглядная иллюстрация того, что может вызвать в воображении живые картины, желание прочитать произведение.
3. Прием сопоставления побуждает к обсуждению, оценке и выбору нужной интонации, предотвращает ошибки (сопоставление выполнения учащимися и учителем, двумя учениками, воспроизведение интонации с оттенком шаржирования т.д.).
4. Устное рисование способствует развитию творческого воображения, помогает приблизиться к пониманию образов.
5. Беседа по заранее продуманными вопросами (цель – понять смысл, представить картину, определить чувства автора, отношение учащихся, найти лучшие интонации).
6. Хоровое чтение (лишить дискомфорта и найти оптимальное звучание).
7. Чтение в лицах (поиск вариантов исполнения, испытания способностей в различных ролях).
8. Анализ достижений и недостатков в технике речи, орфоэпии, ударениях, логике чтения, эмоционально-образной выразительности (конкретные, существенные замечания.
9.Внимательное слушание (используя грамзапись как образец, целесообразно давать дополнительные задания:
1) вдумчиво, внимательно прочитать текст глазами;
2) прочитать громко, вслушиваясь в собственное исполнение, или читать текст глазами так, чтобы почувствовать, как он звучит;
3) прослушать этот текст в исполнении артиста и сопоставить его интонационную редакцию со своей.