Педагогическая целенаправленность и внешний вид педагога

Типичные ошибки молодого педагога

Исследования, проведенные рядом педагогов, указывают на типичные ошибки педагогической техники начинающего педагога. Больше всего потерь у такого педагога от неумения задушевно побеседовать с учеником, его родителями, сдержать или, наобо­рот, проявить гнев, подавить неуверенность. В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляли чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, испытывали даже, чувство страха, как бегали у доски и излишне жестикулировали или стояли, ока­менев, и не знали, куда деть тяжелые руки. В осанке многих сту­дентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, беспомощное движение рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотон­ность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи – нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся. Ликвидация их в процессе обучения его в вузе - ­одна из насущных задач подготовки педагога к руководству учеб­но-воспитательным процессом.

 

Внешний вид воспитателя должен быть эстетически вырази­тельным. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней.

И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности воспитанни­ка. Имея право на украшение в одежде, на косметику, педагог во всем должен соблюдать чувство мepы и понимание обстановки. Эстетическая выразительность воспитателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности в движениях, в скупом, оправданном жесте, в осан­ке и в походке. Воспитателю противопоказаны гримасничанье, суетли­вость, неестественность жестов, вялость. Даже в том, как вы войдете к детям, как посмотрите, как поздороваетесь, как отодвинете стул, как пройдете по классу - во всех этих «мелочах» сила вашего влияния на ребенка. Во всех ваших движениях, жестах, взгляде дети должны чувствовать сдержанную силу, очень большую уверенность в себе. Именно такой - спокойный, приветливый, уверенный - вы наиболее выразительны как человек, именно такой вы наиболее сильны как воспитатель.

Каковы конкретные требования к внешнему виду педагога, к осанке, мимике, пантомимике, одежде воспитателя? Как ими управлять? Так как все эти элементы являются производными от внутреннего состояния человека, то управление ими следует начинать с постижения техники саморегуляции творческого самочувствия педагога.