Упадок искусства метрополии
Архитектура восточных римских провинций
Лекция № 9
СП при хр. холецистите
Проблемы пациента (сестринский диагноз) | Ожидаемый результат | Планы сестринских вмешательств | Реализация плана и оценка результатов |
Явные и приоритетные | |||
1) боли в правом подреберье | уменьшение боли | Режим диета 5, режим питания | |
2) тошнота, рвота, горечь во рту, отрыжка | отсутствие тошноты, рвоты, отрыжки | независимые взаимозависимые | |
3) лихорадка | Нормализация температуры тела | зависимые стандарты сестринского ухода |
План лекции:
1. Упадок искусства метрополии ……………………………………………………………... 412
2. Градостроительная политика в восточных провинциях (города,
пограничные укрепления) ………………………………………………………………….. 415
3. Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса) ……………………………….………….. 420
4. Тихейон в Фене (II век) (Мисмиэ, первая половина II века) ……………………………… 424
Литература …………………………………………………………………………..………….. 425
Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………………… 427
Уже во времена римского императора Адриана резко обострились социально-экономи- ческие и политические противоречия в жизни империи, которые в конечном итоге привели её к гибели. Многочисленные войны на северных и восточных рубежах постепенно опустошили имперскую казну. Император Марк Аврелий (161-180 гг.) был вынужден вести широкомасштабную оборонительную войну на личные средства. Армия стала комплектоваться преимущественно наемными варварами-федератами. Постоянно грозили отпадением Дакия (Трансильвания) и восточные провинции. Мятежи периодически охватывали Ливию, Британию, Иудею, Египет. Поэтому были дополнительно усилены линии пограничных укреплений (limes, «римских валов») на Рейне и Дунае, в Северной Африке.
Ослабление метрополии частично компенсировалось экономическим и политическим усилением римских провинций в Африке, Испании, на Ближнем Востоке. Сюда постепенно перемещались центры культурной и политической жизни империи (города Византий, Пальмира, Александрия Египетская, Лептис-Магна, Ламбезис и др.). Начиная с I века нашей эры, все большее значение в жизни империи получают мистические восточные учения и христианство, пришедшие на смену языческой религии и культуре, которые со временем были вытеснены с исторической арены.
Обострение внутренних противоречий уже во второй половине II в. н. э. привело к кризису имперского искусства. Строительство в Италии и в самом Риме существенно сократилось. Памятники этого времени отмечены холодностью и сухостью форм. Архитектура императорского Рима зашла в тупик. Вывести из него могло только искусство провинций. В скульптуре появились подчеркнуто натуралистические, грубоватые формы, которые впоследствии привели к формированию нового стиля в римском искусстве.
Строительная деятельность преемников Адриана переживала глубокий кризис.
Император Антонин Пий (Благочестивый) в 141 году воздвиг храм Антонина и Фаустины в память своей безвременно скончавшейся супруги. Сохранилась передняя часть храма с довольно глубоким портиком из десяти колонн коринфского ордера. Базы и капители колонн были выполнены из белого, а стволы – из серо-зеленого эвбейского мрамора. Этот прием уже использовался ранее Адрианом в храме Венеры и Ромы, в римском Пантеоне. Ничего нового в архитектуру его преемник не внес. Пытаясь поддержать былые традиции римской классики эпохи Августа, скульпторы тщательно выполнили рельефы на фризе, украсив его черными грифонами, изображениями канделябров и растительным орнаментом (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Храм Антонина и Фаустины в Риме. Фрагмент колоннады, реконструкция ордера
Император-философ Марк Аврелий воздвиг на Марсовом поле триумфальную колонну в честь своих побед над германскими племенами (169-174 гг.) и сарматами (172-175 гг.). В отличие от аналога (триумфальной колонны Траяна, рельефы которой выполнены в реалистической пластике) на колонне Аврелия впервые была применена техника бурава. Этим инструментом просверлены горизонтальные желобки и углубления в теле колонны. Скульпторы продемонстрировали полное пренебрежение к анатомическим подробностям человеческой фигуры. Поворотами бурава под различными углами они обозначили глаза римских легионеров и лошадей, демона Дождя, парящего над толпами воинов. Художник грубо наметил контуры носа, ноздрей, бороды и прически Демона, капли дождя. Согласно легенде, этот Демон вовремя спас погибающую римскую армию от страшной засухи и жажды. Подобный примитивизм в скульптурных изображениях был невозможен в официальном искусстве времен Августа, Траяна и Адриана.
Основными очагами дальнейшего развития римской архитектуры стали восточные провинции. Но в Малой Азии архитектура бывших греческих колоний мало отличалась от римского зодчества II века, так как наследие Востока здесь почти стерлось под многовековыми напластованиями культуры античности. Зато полузависимые и зависимые от Рима царства Сирии сохраняли в своей архитектуре яркие черты, вытекающие из местных традиций и из архитектурного наследия стран Древнего Востока. Эти черты усиливались под влиянием Парфянского царства и Сасанидского Ирана, приводившим к ослаблению римского влияния.
Рис. 9.2. Колонна Марка Аврелия в Риме, конец II века. Конная статуя императора
Рис. 9.3. Фрагмент рельефа колонны. Марк Аврелий