Упадок искусства метрополии

Архитектура восточных римских провинций

Лекция № 9

СП при хр. холецистите

Проблемы пациента (сестринский диагноз) Ожидаемый результат Планы сестринских вмешательств Реализация плана и оценка результатов
Явные и приоритетные      
1) боли в правом подреберье уменьшение боли Режим диета 5, режим питания    
2) тошнота, рвота, горечь во рту, отрыжка отсутствие тошноты, рвоты, отрыжки независимые взаимозависимые  
3) лихорадка Нормализация температуры тела зависимые стандарты сестринского ухода  

 

 

 

План лекции:

 

 

1. Упадок искусства метрополии ……………………………………………………………... 412

2. Градостроительная политика в восточных провинциях (города,

пограничные укрепления) ………………………………………………………………….. 415

3. Культовый ансамбль Баальбека (Гелиополиса) ……………………………….………….. 420

4. Тихейон в Фене (II век) (Мисмиэ, первая половина II века) ……………………………… 424

Литература …………………………………………………………………………..………….. 425

Контрольные вопросы и задания ……………………………………………………………… 427

 

Уже во времена римского императора Адриана резко обострились социально-экономи- ческие и политические противоречия в жизни империи, которые в конечном итоге привели её к гибели. Многочисленные войны на северных и восточных рубежах постепенно опустошили имперскую казну. Император Марк Аврелий (161-180 гг.) был вынужден вести широкомасштабную оборони­тельную войну на личные сред­ства. Армия стала комплектоваться преимущественно наемными варварами-федератами. Постоянно грозили отпадением Дакия (Трансильвания) и восточные провинции. Мятежи периодически охватывали Ливию, Британию, Иудею, Египет. Поэтому были дополнительно усилены линии пограничных укреплений (limes, «римских валов») на Рейне и Дунае, в Северной Африке.

Ослабление метрополии частично компенсировалось экономическим и политическим усилением римских провинций в Африке, Испании, на Ближнем Востоке. Сюда постепенно перемещались центры культурной и политической жизни империи (города Византий, Пальмира, Александрия Египетская, Лептис-Магна, Ламбезис и др.). Начиная с I века нашей эры, все большее значение в жизни империи получают мистические восточные учения и христианство, пришедшие на смену языческой религии и культуре, которые со временем были вытеснены с исторической арены.

 

 

 

Обострение внутренних проти­воречий уже во второй половине II в. н. э. привело к кризису им­перского искусства. Строительство в Италии и в самом Риме существенно сократилось. Памятники этого времени отмечены холодно­стью и сухостью форм. Архитектура императорского Рима зашла в ту­пик. Вывести из него могло толь­ко искусство провинций. В скульптуре появились подчеркнуто натуралистические, грубова­тые формы, которые впоследствии привели к формированию нового стиля в римском искусстве.

Строительная деятельность преемников Адриана переживала глубокий кризис.

Император Антонин Пий (Благочестивый) в 141 году воздвиг храм Антонина и Фаустины в память своей безвременно скончавшейся супруги. Сохранилась передняя часть храма с довольно глубоким портиком из десяти колонн коринфского ордера. Базы и капители колонн были выполнены из белого, а стволы – из серо-зеленого эвбейского мрамора. Этот прием уже использовался ранее Адрианом в храме Венеры и Ромы, в римском Пантеоне. Ничего нового в архитектуру его преемник не внес. Пытаясь поддержать былые традиции римской классики эпохи Августа, скульпторы тщательно выполнили рельефы на фризе, украсив его черными грифонами, изображениями канделябров и растительным орнаментом (рис. 9.1).

 

 

Рис. 9.1. Храм Антонина и Фаустины в Риме. Фрагмент колоннады, реконструкция ордера

 

Император-философ Марк Аврелий воздвиг на Марсовом поле триумфальную колонну в честь своих побед над германскими племенами (169-174 гг.) и сарматами (172-175 гг.). В отличие от аналога (триумфальной колонны Траяна, рельефы которой выполнены в реалистической пластике) на колонне Аврелия впервые была применена техника бурава. Этим инструментом просверлены горизонтальные желобки и углубления в теле колонны. Скульпторы продемонстрировали полное пренебрежение к анатомическим подробностям человеческой фигуры. Поворотами бурава под различными углами они обозначили глаза римских легионеров и лошадей, демона Дождя, парящего над толпами воинов. Художник грубо наметил контуры носа, ноздрей, бороды и прически Демона, капли дождя. Согласно легенде, этот Демон вовремя спас погибающую римскую армию от страшной засухи и жажды. Подобный примитивизм в скульптурных изображениях был невозможен в официальном искусстве времен Августа, Траяна и Адриана.

Основными очагами дальнейшего развития рим­ской архитектуры стали восточные провинции. Но в Малой Азии архитектура бывших греческих колоний мало отличалась от римского зодчества II века, так как наследие Востока здесь почти стерлось под многовековыми напластованиями культуры ан­тичности. Зато полузависимые и зависимые от Рима царства Сирии сохраняли в своей архитектуре яркие черты, вытекающие из местных тради­ций и из архитектурного наследия стран Древнего Востока. Эти черты усиливались под влиянием Парфянского царства и Сасанидского Ирана, приводив­шим к ослаблению римского влияния.

 

 

 

Рис. 9.2. Колонна Марка Аврелия в Риме, конец II века. Конная статуя императора

 

 

Рис. 9.3. Фрагмент рельефа колонны. Марк Аврелий