Напряжения и деформации при кручении стержня круглого сечения
Теория кручения стержней круглого поперечного сечения основана на следующих допущениях:
1. Плоские поперечные сечения до закручивания остаются плоскими и после закручивания (гипотеза плоских сечений Бернулли).
2. Радиусы поперечных сечений не искривляются, а только поворачиваются на некоторые углы.
3. Расстояние между поперечными сечениями не изменяются.
Указанные допущения подтверждаются опытами. Возьмем вал и в недеформированном состоянии нанесем сетку:
Закрутим вал
Рассмотрим вал, закрученный внешним крутящим моментом:
Выделим из вала двумя поперечными сечениями элемент длинной dx. Покажем элемент dx в крупоном масштабе. Он уравновешен Mк:
r – наружный радиус
ρ – текущий радиус
γr – угол сдвига
АВ – образующая до деформации
Рассмотрим три стороны задачи:
1. Геометрические соотношения
Рассмотрим геометрию деформированного элемента.
BB1=γrdx=rd поделим и получаем
(1)
DD1=γρdx=ρd
Углы сдвигов прямо пропорциональны расстоянию точек до центров тяжести сечения.
2. Физические соотношения
Элементы, выделенные в окрестности точек B и D испытывают чистый сдвиг.
Запишем закон Гука при чистом сдвиге для точек B и D.
точка B τr=Gγr
(2)
точка D τρ=Gγρ
Учитывая соотношения (1) и (2) окончательно получим:
(3)
где τr – напряжения на контуре.
Согласно зависимости (3) касательные напряжения в поперечных сечениях вала изменяются по линейному закону.
Покажем эпюру касательных напряжений τ..
Вектор касательных напряжений в точке В направлен в направлении Mk.
3. Статические отношения
Интегральные характеристики мы рассматривали ранее.
, Заменим τρ из соотношения (3)
. Известно, что
-полярный момент инерции сечения.
![]() |
(4)
- полярный момент сопротивления круглого сечения вала
Для определения напряжений в любой точке подставим в (3) значения τ из (4), и получим:
(5)
Формула (5) определяет касательные напряжения при кручении вала круглого сечения. Это основная формула для определения τ в любой точке вала.
Установим формулу для определения углов закручивания вала. Введем – относительный угол закручивания, т.е. угол закручивания единицы длины вала, выраженный в радианах.
(6)
Формула (6) определяет относительный угол закручивания вала.
GIp – жесткость круглого сечения вала при кручении.
– приходится на 1-у единицу вала, а на dx приходится
(7)
Формула (7) определяет полный угол закручивания вала.
При постоянных Mk и GIp формула (7) упрощается
(8)
Формула (8) определяет полный угол закручивания при Mk = const, GIp= const.
Соотношение (8) выражает закон Гука при кручении стержня в развернутой форме, так же как .
Для ступенчатого вала, при постоянных значениях Mk и GIp на каждом участке, углы закручивания подсчитываются по участкам по формуле (8) и результаты суммируются
, (9)
где i – номер участка.