Напряжения и деформации при кручении стержня круглого сечения

Теория кручения стержней круглого поперечного сечения основана на следующих допущениях:

1. Плоские поперечные сечения до закручивания остаются плоскими и после закручивания (гипотеза плоских сечений Бернулли).

2. Радиусы поперечных сечений не искривляются, а только поворачиваются на некоторые углы.

3. Расстояние между поперечными сечениями не изменяются.

 

Указанные допущения подтверждаются опытами. Возьмем вал и в недеформированном состоянии нанесем сетку:

Закрутим вал

 

 

Рассмотрим вал, закрученный внешним крутящим моментом:

 

 

Выделим из вала двумя поперечными сечениями элемент длинной dx. Покажем элемент dx в крупоном масштабе. Он уравновешен Mк:

 

r – наружный радиус

ρ – текущий радиус

γr – угол сдвига

АВ – образующая до деформации

 

Рассмотрим три стороны задачи:

1. Геометрические соотношения

Рассмотрим геометрию деформированного элемента.

BB1rdx=rd поделим и получаем (1)

DD1ρdx=ρd

Углы сдвигов прямо пропорциональны расстоянию точек до центров тяжести сечения.

 

 

2. Физические соотношения

Элементы, выделенные в окрестности точек B и D испытывают чистый сдвиг.

Запишем закон Гука при чистом сдвиге для точек B и D.

точка B τr=Gγr (2)

точка D τρ=Gγρ

Учитывая соотношения (1) и (2) окончательно получим:

(3)

 

 

где τr – напряжения на контуре.

Согласно зависимости (3) касательные напряжения в поперечных сечениях вала изменяются по линейному закону.

 

Покажем эпюру касательных напряжений τ..

Вектор касательных напряжений в точке В направлен в направлении Mk.

 

3. Статические отношения

Интегральные характеристики мы рассматривали ранее.

, Заменим τρ из соотношения (3)

. Известно, что -полярный момент инерции сечения.

 
 


(4)

 

- полярный момент сопротивления круглого сечения вала


Для определения напряжений в любой точке подставим в (3) значения τ из (4), и получим:

 

(5)

 

Формула (5) определяет касательные напряжения при кручении вала круглого сечения. Это основная формула для определения τ в любой точке вала.

Установим формулу для определения углов закручивания вала. Введем – относительный угол закручивания, т.е. угол закручивания единицы длины вала, выраженный в радианах.

 

(6)

 

Формула (6) определяет относительный угол закручивания вала.

GIp – жесткость круглого сечения вала при кручении.

– приходится на 1-у единицу вала, а на dx приходится

(7)

Формула (7) определяет полный угол закручивания вала.

При постоянных Mk и GIp формула (7) упрощается

(8)

Формула (8) определяет полный угол закручивания при Mk = const, GIp= const.

Соотношение (8) выражает закон Гука при кручении стержня в развернутой форме, так же как .

 

Для ступенчатого вала, при постоянных значениях Mk и GIp на каждом участке, углы закручивания подсчитываются по участкам по формуле (8) и результаты суммируются

, (9)

где i – номер участка.