Методы обучения информатике

 

Одной из задач дидактики и ТиМОИ является разработка методов обучения.

Методом обучения информатике называется способ развития содержания информатического образования во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (система общедидактических методов обучения Лернера–Скаткина):

1. Объяснительно – иллюстративный метод - предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас теоретических знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель объясняет и показывает, используя все имеющиеся наглядные средства обучения, а ученики воспринимают, осмысливают, запоминают, т.е. принимают пассивное участие. При обучении информатике объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них представлений о способах работы с компьютером, программными средствами. В частности, учитель может прибегнуть к рассказу, когда необходимо в готовом виде сообщить учащимся определенные факты. Например, при работе с текстовой или графической информацией целесообразно рассказать учащимся о возникновении письменности и графических изображений, об эволюции передачи графической информации. При первоначальном знакомстве с любым программным обеспечением учитель сообщает необходимые команды, объясняет назначение клавиш, демонстрирует клавиши, нажатие которых приводит к результату, дает образец упражнения для последующей работы, выполняемой учащимися самостоятельно.

2. Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование умений и навыков у учащихся путем включения их в репродуктивную деятельность, то есть деятельность, направленную на воспроизведение представленных учителем способов в условиях, сходных с образцом. Роль учителя заключается в постановке системы заданий перед школьниками, в организации их деятельности по выполнению заданий, в оказании помощи, а также обсуждении результатов выполнения заданий. Роль учащихся заключается в выполнении заданий в соответствии с образцом, планом, инструкцией. В информатике этот метод применяется на уроках первичного закрепления учебного материала, при выполнении домашнего задания. Он может быть использован при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими программами.

3. Метод проблемного изложения имеет своей целью показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец рассуждений при решении какого – либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулируя перед учащимися, и сам же ее решает. Дети следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая образец научного рассуждения.

Пример создания проблемной ситуации при работе обучаемых с электронной таблицей: учащимся предлагается представить, что они участвуют в подготовке школьной ярмарки для продажи самодельных товаров. От продажи планируется получить Х рублей. Требуется определить способ создания электр таблицы, удобной для подбора цен на товар и для оценки получаемого дохода.

Сначала учитель демонстрирует способ рассуждений при организации самой элект таблицы: при оформлении заголовков, формировании необходимых колонок. Затем учитель показывает учащимся способ рассуждений при выборе наиболее удобного способа заполнения таблицы, то есть такого, что всякое изменение исходных данных отражается в изменении промежуточных сумм и конечного результата

4. Метод эвристической беседы применяется с целью включения учащихся в коммуникативную деятельность по решению совместно с учителем поставленной проблемы. Роль учителя состоит в постановке перед учащимися системы логически взаимосвязанных вопросов, соединенных так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос. Логика постановки вопросов при этом соответствует логике рассуждений при решении поставленной проблемы.

5. Частично-поисковый метод имеет своей целью обучить учащихся поиску решения проблемы или ее отдельных этапов. Роль учителя состоит в постановке перед учащимися системы задач, включающих их в частично-поисковую дея-сть, направленную на решение поставленной проблемы. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников представления о способах решения поставленной проблемы. Подходящие темы информатики для изучения их данным методомэто: понятие алгоритма, табличные величины, информация, ее содержание и формы представления.

6. Исследовательский метод применяется с целью включения учащихся в исследовательскую деятельность, направленную на решение поставленной проблемы. Роль учителя состоит в подведении учащихся к осознанию проблемы, в планировании исследовательской деятельности учащихся. Роль учащихся состоит в реализации основных этапов и шагов исследования: дети наблюдают и изучают факты, ставят проблему, выдвигают гипотезу, строят план решения, осуществляют этот план, формулируют результаты, выполняют их проверку, и делают вывод, где можно применить результаты проведенного исследования.

В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, так как он требует большие затраты времени и готовность учащихся к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Применить данный метод обучения можно на уроке информатики в 10 классе, изучая тему «Методы сортировки».

При обучении информатике часто применяется комбинация методов объяснительно-иллюстративного и репродуктивного.

Рассмотрим примеры уроков, предлагаемые учителями информатики Полонской гимназии, с использованием различных методов обучения.