Функции чрезвычайных органов местного управления.

Первый учебный вопрос.

V. Литература

 

1. Данилов В.Н. Чрезвычайные органы власти регионов России в годы Великой Отечественной войны. – Саратов, 1996.

2. Военное искусство во второй мировой войне. Учебник для слушателей Военной академии Генерального штаба. – М.: Воениздат, 1973.

3. Москва военная 1941-1945 г.г. Мемуары и архивные документы.

4. Косович С., Филимонов А. Советские железнодорожные. Военно-исторический очерк. – М.: Воениздат, 1984.

5. Сухарев М. История дорожных войск. – М.: Воениздат, 1995.

 

Введение

 

История Великой Отечественной войны уже более полувека привлекает к себе пристальное внимание исследователей, что объясняется масштабностью и неоднозначностью самой войны и её последствий.

При этом рассмотрение важнейших проблем, таких как степень готовности к отражению агрессии, организация вооружённой борьбы, деятельность советского тыла, факторы и цена победы, неизбежно сопряжено с государственным управлением, системой власти в стране и конкретным её проявлением.

Угроза войны, а позже и сама война, были в то время ведущим мотивом укрепления основ государственной системы и конкретного руководства в дипломатической, экономической, идеологической, военной и других областях государственной жизни.

Начало войны объективно потребовало определённой реорганизации существовавшей формы власти. Наиболее конкретным выражением этой реорганизации стало создание чрезвычайных внеконституционных органов власти в форме Государственного Комитета Обороны в центре (ГКО) и городских комитетов обороны на местах (ГорКО).

Создание ГКО и ГорКО способствовало централизации руководства перестройкой всей жизни страны на военные рельсы, позволяло добиться быстрой и полной мобилизации материальных и людских ресурсов, их целеустремленного использования в интересах борьбы с врагом.

То обстоятельство, что советская государственная система управления при этом не только сохранилась, но и сумела объединить и направить усилия широких народных масс на разгром сильного агрессора, заставляет обратить внимание на выяснение места и роли чрезвычайных органов управления страной, оказавшейся в чрезвычайной ситуации.

Сам факт того, что местные чрезвычайные органы власти действовали в регионах страны, находившихся в то время во фронтовой и прифронтовой зонах или в ближнем тылу действующей армии, во многом уже подчёркивает их роль и значение, а также функции и характер действий, рассмотрению которых посвящается настоящая лекция.