ПРОСВЕЩЕНИЕ.

БЫТ.

ЛЕКЦИЯ 41. Русская культура середины-II половины XVIII века (после Петра I).

? Для развития культуры в первой четверти XVIII века характерно:

- торжество светского начала (к-ра обмирщилась, приобрела светский характер)

-следование европейским образцам

-разрыв с традиционной народной культурой

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основным населением страны. В России возникли как бы две культуры: господствующая, тесно сблизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся преимущественно традиционной.

 

Важнейшая черта – дифференцированность образа жизни, наличие значительных различий в образе жизни разных сословий (дворянство, купечество, крестьянство).

Жизнь крестьян, их интересы, досуг тесно связаны с хозяйственной деятельностью. Подавляющее большинство крестьян было неграмотным. Досуг обычно появлялся в лишь в зимнее время, после завершения селькохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм, интерьер дома, ежедневный стол помещика отличались не только богатством, но самим типом. Помещик носил мундир, а позднее фрак. Богатые дворяне выписывали поваров из-за границы, имели многочисленную дворню: лакеев, кучеров…

Даже в конце XVIII века лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И все же свобода от нужды и служебных обязанностей (после Манифеста о вольности дворянства) обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII и XIX веков.

 

В середине XVIII века российская система образования отличалась сословным характером.

Большей частью школы, основанные при Петре I стали дворянскими и выходцы из других сословий не могли обучаться в них.

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова (приближенный Елизаветы) был основан Московский университет. Его устав предусматривал преподавание на руссском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). В отличие от многих

российских учебных заведений университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского факультета.

Во второй половине XVIII века сеть учебных заведений стала расширяться. В 1786 году выработанный план устройства системы народного образования был утвержден Екатериной. Этот год считается началом народного образования в России. С этого времени происходит рост числа учащихся и учителей. В губернских городах были созданы четырехклассные, а в уездных городах – двухклассные народные училища. В первых двух классах преподавали чтение, письмо, счет, закон Божий. В старших классах – историю, географию, геометрию, физику. К концу XVIII века в 288 народных училищах обучалось более 22 тысяч учащихся.

Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII века в России было пять кадетских корпусов для дворян (Шляхетский, Морской, Кадетский, Пажеский…)

Екатерина II восприняла новые педагогические идеи, появившиеся в Европе. Суть их заключалась в том, что человеку недостаточно дать определеный набор знаний – необходимо изменить его психологию, нравственные ориентиры. Для этого нужно изолировать детей от испорченного мира взрослых. Активным проводником этих идей в России стал сподвижник императрицы в развитии просвещения И.И. Бецкой. По его замыслу надо было создать сеть закрытых сословных учебных заведений, где изолированные от дурного влияния взрослых, воспитывались бы дети в возрасте от 5 до 15 лет. Появились созданные Бецким благоодные пансионы. Он впервые обратил внимание на женское образование. В 1764 году был создан Смольный институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек недворянского происхождения.

В 1783 году открылась Академия по изучению русской словесности, возглавила одна из самых образованнейших женщин Ектерина Дашкова (подруга и сподвижница Екатерины II).