ОПД во второй половине 30-40-х гг. 19 в.
- новый этап → влияние декабристов начинает затухать, смена идей
идеология декабристов формируется в к. 18 в.- н. 19 в., когда Европа находится на
восходящей линии своего развития, не видно отрицательных последствий капитализма в
социальном плане
исторический процесс представляется как нечто универсальное → Россия - отсталая
Европа, нужно провести реформы и преобразования как в Европе и все будет отлично, т.к.
Европа это авангард прогресса
30-е гг. ситуация меняется → проявляются негативные последствия капитализма: резкое расслоение общества → люмпенизация и обнищание мелких собственников тяжелое положение наемного рабочего
череда революций, в результате которых к власти приходит буржуазия, которая не
рассматривается как носитель прогресса
? а туда ли идет Европа? → нужно ли России идти тем же путем, если он приводит к
подобным социальным издержкам и революционным потрясениям?
какова моральная цена революции? → стоит ли на это идти?
→ появляются первые сомнения в европейском прогрессе → основной ? - ? об
историческом пути развития России → ? об историческом месте России и влиянии
европейской цивилизации.
Чаадаев - первый сформулировал положение о месте России и взаимоотношениях с
европейской культурой
тяжело переживал поражение декабристов → 1829 г. «Философические письма» -
сформулировал концепцию исторического пути развития России и Европы
→ Ник1 → назвал его умалишенным → под дом. арест → его дом стал МеккойJ
основу философской концепции составляли идеи Шеллинга → история народа
православное христианство Россия → мы не создали своей культуры, заимствовали с Запада; и заимствуя исказили |
определяется духовным складом, который в свою очередь определяется религией
католичество - соц. религия
гл. идея - христианская справедливость → воплощает христиански заветы в жизнь,
активно вмешивается при этом в общественные дела → активная позиция
кат. религия превращает человека в борца за соц. идеалы, она спрашивает с власти как
исполняются эти христианские заветы
церковь стоит даже выше чем политическая власть → европейское общество сумело
создать гражданские отношения (права и обязанности) под воздействием церкви
христианские догматы совпадают с юридическими законами → культурный прогресс
Россия заимствует православие у Византии, которая находилась в стадии разложения и
застоя → мы заимствовали этот застой в культуре
церковь всегда склонялась перед политической властью и гос-вом → застойный характер:
«мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но всегда возвращаемся в исходную точку»
→ в нашей религии нет личной ответственности → пассивная позиция
→ мы не дали миру ничего, не содействовали мировому прогрессу, а все что заимствовали
исказили
→ Чаадаева все признали западником, причем очень непатриотичным! но!
1839 г. - «Апология сумасшедшего»→ раньше констатировал историческую и
культурную отсталость, но в 1839 г. пишет, что нам не нужно догонять Европу, нужно
пойти собственным путем
Россия отстала, но ей не следует повторять европейский путь, т.к. этот прогресс ложный
→ нужно искать свой путь, т.е. то, что в 1829 г. было минусом становится плюсом → мы
еще не использовали громадный потенциал исторического развития, т.к. Европа - перед
концом, а Россия перед началом
свой путь же необходимо искать в православном христианстве, т.к. оно занимается
моральным поиском → мы призваны обучить Европу бесконечному множеству вещей,
которые им без нас не понять
основныеидеи:
• особое место России
• идея будущего исторического скачка
• идея будущего мессианства православия Таким образом, Россия это страна будущего!
в дальнейшем эти идеи используют Герцен и народники.