ОПД во второй половине 30-40-х гг. 19 в.

- новый этап → влияние декабристов начинает затухать, смена идей

идеология декабристов формируется в к. 18 в.- н. 19 в., когда Европа находится на

восходящей линии своего развития, не видно отрицательных последствий капитализма в

социальном плане

исторический процесс представляется как нечто универсальное → Россия - отсталая

Европа, нужно провести реформы и преобразования как в Европе и все будет отлично, т.к.

Европа это авангард прогресса

30-е гг. ситуация меняется → проявляются негативные последствия капитализма: резкое расслоение общества → люмпенизация и обнищание мелких собственников тяжелое положение наемного рабочего

череда революций, в результате которых к власти приходит буржуазия, которая не

рассматривается как носитель прогресса

? а туда ли идет Европа? → нужно ли России идти тем же путем, если он приводит к

подобным социальным издержкам и революционным потрясениям?

какова моральная цена революции? → стоит ли на это идти?

→ появляются первые сомнения в европейском прогрессе → основной ? - ? об

историческом пути развития России → ? об историческом месте России и влиянии

европейской цивилизации.

Чаадаев - первый сформулировал положение о месте России и взаимоотношениях с

европейской культурой

тяжело переживал поражение декабристов → 1829 г. «Философические письма» -

сформулировал концепцию исторического пути развития России и Европы

→ Ник1 → назвал его умалишенным → под дом. арест → его дом стал МеккойJ

основу философской концепции составляли идеи Шеллинга → история народа

православное христианство Россия → мы не создали своей культуры, заимствовали с Запада; и заимствуя исказили

определяется духовным складом, который в свою очередь определяется религией


католичество - соц. религия



гл. идея - христианская справедливость → воплощает христиански заветы в жизнь,

активно вмешивается при этом в общественные дела → активная позиция

кат. религия превращает человека в борца за соц. идеалы, она спрашивает с власти как

исполняются эти христианские заветы

церковь стоит даже выше чем политическая власть → европейское общество сумело

создать гражданские отношения (права и обязанности) под воздействием церкви

христианские догматы совпадают с юридическими законами → культурный прогресс

Россия заимствует православие у Византии, которая находилась в стадии разложения и

застоя → мы заимствовали этот застой в культуре

церковь всегда склонялась перед политической властью и гос-вом → застойный характер:

«мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но всегда возвращаемся в исходную точку»

в нашей религии нет личной ответственности → пассивная позиция

→ мы не дали миру ничего, не содействовали мировому прогрессу, а все что заимствовали

исказили

→ Чаадаева все признали западником, причем очень непатриотичным! но!

1839 г. - «Апология сумасшедшего»→ раньше констатировал историческую и

культурную отсталость, но в 1839 г. пишет, что нам не нужно догонять Европу, нужно

пойти собственным путем

Россия отстала, но ей не следует повторять европейский путь, т.к. этот прогресс ложный

→ нужно искать свой путь, т.е. то, что в 1829 г. было минусом становится плюсом → мы

еще не использовали громадный потенциал исторического развития, т.к. Европа - перед

концом, а Россия перед началом

свой путь же необходимо искать в православном христианстве, т.к. оно занимается

моральным поиском → мы призваны обучить Европу бесконечному множеству вещей,

которые им без нас не понять

основныеидеи:

• особое место России

• идея будущего исторического скачка

• идея будущего мессианства православия Таким образом, Россия это страна будущего!

в дальнейшем эти идеи используют Герцен и народники.