ЛЕКЦИЯ 37 СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1Современная модель речевой деятельности человека

2.Латерализация речи

 

Наблюдения клиницистов показывают, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга обычно захватывают довольно большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. В то же время встречающиеся иногда в клинике ограниченные повреждения этих областей, как правило, не приводят к типичным афазиям Брока или Вернике. Применение специально разработанных когнитивных тестов в комплексе с ПЭТ и ЯМРпривело к появлению новой модели речевой деятельности. Согласно этой модели информация, воспринимаемая на слух и при чтении, перерабатывается в мозге человека и достигает зоны Вернике не по общим, а по раздельным (параллельным) нейронным сетям. Поэтому зрительные и слуховые репрезентации слов в структурах мозга нередко происходят при участии полей коры головного мозга специфической модальности, откуда информация непосредственно поступает в зону Брока. Наконец, слуховая информация может перерабатываться при участии нескольких параллельных нейронных сетей мозга. Например, восприятие обычных слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и восприятие бессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происходят посредством переработки информации разными и независимыми путями, образующими отдельные входы в зону Брока. Это свидетельствует о том, что информация о звуке как о средстве языка и информация о смысловом значении этого звука в воспринимаемой человеком речи перерабатывается разными нейронными сетями мозга.
Латерализация речи

Речевая деятельность, как правило, обеспечивается только одним, доминирующим относительно этой функции полушарием, обычно левым, У человека левое полушарие в среднем на 1 см3 больше, и следовательно в левом полушарии содержится больше нейронов. Анатомические различия между полушариями мозга у человека подтверждаются при сравнении величины объема зоны Вернике, которая слева больше примерно у 70 % взрослых людей, а также у плодов, что указывает на врожденное, генетически запрограммированное происхождение асимметрии мозга. Указанная асимметрия выявляется и при сопоставлении борозд и извилин лобных долей: в левом полушарии обычно имеется четкое разделение всех трех лобных борозд, каждая из которых хорошо выражена и ветвиста, тогда как в правом полушарии чаще отмечается атипичное расположение борозд и извилин, нередко прерывающихся и не имеющих общего ствола. Объем зоны Брока в левом полушарии значительно больше, чем в правом, а количество пирамидных нейронов в этой зоне слева больше, чем справа, причем различия отмечены не только у взрослых людей, но и у новорожденных.
Функциональное доминирование левого полушария окончательно устанавливается лишь после изучения родного языка. Маленькие дети, перенесшие тяжелые повреждения речевых областей левого полушария, в последующем способны овладеть языком благодаря вовлечению в эту функцию правого полушария. Но взрослые люди после необратимых обширных повреждений речевых областей левого полушария уже не могут компенсировать утрату речи с помощью правого полушария. Из этого следует, что анатомическая асимметрия является только необходимой основой, но не гарантией языковой специализации полушарий, которая происходит на ранних стадиях развития, когда специфическая функциональная активность способствует развитию и совершенствованию нейронных переключений между речевыми структурами левого полушария мозга.
Однако речи человека присущи не только когнитивные, но и аффективные компоненты: интонация, регулируемая высота голоса, ритм речи. Считается, что они контролируются зеркально организованными в правом полушарии структурами мозга. При повреждении правого полушария больные говорят одинаково ровно, независимо от того, рассказывают они о радостном событии или печальном; они часто не способны понимать эмоциональную окраску обращенной к ним речи.
Хотя существование речевых структур мозга определено генетически, это отнюдь не гарантирует последующее овладение языком, поскольку его познание возможно только в условиях социального межличностного общения ребенка со взрослыми людьми. Предложена также гипотеза о существовании критического периода развития, после завершения которого овладение языком происходит трудно. доказательства в пользу этой гипотезы основаны на результатах наблюдения за людьми, изучающими второй язык. При изучении второго языка критический возраст длится от третьего года жизни до пубертатного периода. После вхождения в пубертатный возраст возможность выучить второй язык стремительно уменьшается, и подростки усваивают его не быстрее и не лучше, чем взрослые люди 30—40 лет, а потому и не овладевают естественным произношением. По другим данным, второй язык становится родным лишь в том случае, если дети начали овладевать им до семилетнего возраста, а затем результаты ухудшаются по мере прибавления возраста первого знакомства с новым языком. Аналогичная зависимость имеет место и у глухих детей: чем позже глухой ребенок начинает осваивать язык жестов, тем больше дефектов применения этого языка обнаруживается у него в последующей практике. Считается, что окончание критического возраста совпадает с завершением созревания нейронных соединений речевых структур мозга.
Характеристика речи и языка как способа общения, передачи информации

Контрольные вопросы:1. Где находятся речевые структуры мозга и каковы их функции? 2. Как осуществляется письменная и устная речь? 3. Симметричны ли центры речи