Понятие, общая характеристика и виды преступлений против военной службы

Специальная

Нормативная

Военной службы

Вопросы:

1. Понятие, общая характеристика и виды преступлений против военной службы.

2. Преступления против порядка подчиненности и военных уставных отношений.

3. Преступления против порядка прохождения военной службы.

4. Преступления против порядка несения специальных служб.

5. Преступления против порядка сбережения военного имущества и эксплуатации военно-технических средств.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.

2. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст. Вступительная статья проф. А.Н. Игнатова и проф. Ю.А. Красикова. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

3. Федеральный закон “Об обороне” от 24 апреля 1996 г.,

4. Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 11 февраля 1993 г.

5. Закон РФ “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г.

6. Закон об уголовной ответственности за воинские преступления. Комментарий. М., 1986.

 

1. Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений. М., 1977.

2. Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. - М., 1990.

3. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. - М., 1999.

4. Волженкин Б.В. Служебные преступления. – М.: Юристъ, 2000.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М., 1999.

6. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 1997.

7. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. С.В. Бородин, А.И. Трусова; Под общ. ред. В.М. Лебедева. – М.: СПАРК, 2001.

8. Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации: Учебное пособие. - М., 1999.

 

Преступления против военной службы (воинские преступления) представляют исключительную опасность для общества. Военная служба – особый вид государственной службы, предназначенный для вооруженной защиты отечества от военной агрессии. Преступные нарушения военнослужащими своих служебных обязанностей ослабляют боевую готовность воинских подразделений, частей и Вооруженных Сил в целом, создают угрозу военной безопасности страны, нейтрализуют усилия государства по обеспечению должного уровня обороноспособности страны, нейтрализуют усилия государства по обеспечению должного уровня обороноспособности России.

Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Объект преступлений – порядок прохождения военной службы, т.е. отношения, установленные в Вооруженных Силах РФ и других вооруженных формированиях в целях успешного решения ими задач вооруженной защиты государства. Содержание его образуют права и обязанности, предусмотренные военно-правовыми нормами, возлагаемые на военнослужащих в связи с несением военной службы.

Порядок прохождения военной службы не входит непосредственно в перечень социальных ценностей, охраняемых уголовным законом (ст. 2). Правопорядок, разновидностью которого является порядок прохождения военной службы, это, по сути, правила поведения в конкретной сфере отношений, образовавшейся в связи с той или иной социальной ценностью (жизнью, здоровьем, собственностью и т.д.). Уголовный же закон имеет своей задачей охрану главным образом не отношений и тем более не правил, регламентирующих эти отношения, а сами ценности, носителями которых являются личность, общество и государство. Поэтому важно уяснить, какую ценность охраняет в конечном итоге законодательство о преступлениях против военной службы.

Наиболее опасную угрозу представляет вооруженная агрессия против Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Задачу отражения такой агрессии выполняют Вооруженные Силы РФ, а также войска, воинские формирования и органы, в которых с этой целью организуется военная служба. Порядок прохождения военной службы является правовой формой осуществления военнослужащими функции обеспечения военной безопасности. Нарушение данного порядка – это посягательство на военную безопасность. В зависимости от содержания нарушаемых правил оно может причинить ущерб военной безопасности либо создать угрозу причинения такого ущерба. Отдельные нарушения могут оказаться формальными, не создавая каких-либо предпосылок для наступления вредных последствий; уголовный закон не устанавливает ответственность за такие нарушения. Так по новому уголовному законодательству не признается преступлением, предусмотренным ст. 342 УК РФ, нарушение уставных правил караульной службы, если это деяние не повлекло причинение вреда охраняемым караулом объектам.

Общий порядок прохождения военной службы включает порядок подчиненности и воинских взаимоотношений, порядок пребывания на военной службе и пользования военным имуществом.

Специальный порядок военной службы образует порядок несения специальных (охранных) видов военной службы, а также порядок использования опасных в эксплуатации военно-технических средств.

Уголовно-правовая охрана военной безопасности осуществляется не только нормами гл. 33, но и иными статьями Особенной части УК РФ. Так, хищение военнослужащими военного имущества, в том числе оружия, квалифицируются по статьям о преступлениях против собственности и общественной безопасности, хотя по существу они являются преступлениями против порядка прохождения службы, поскольку в обязанности каждого военнослужащего входит сбережение военного имущества. Должностные преступления, совершаемые военнослужащими, также квалифицируются по общим уголовно-правовым нормам. Аналогично решается вопрос о квалификации разглашения государственной тайны военного характера, умышленного убийства подчиненным начальника либо начальником подчиненного и других по сути воинских преступлений. Презюмируется, что характер и степень общественной опасности таких воинских преступлений охватываются соответствующими общими уголовно-правовыми нормами. Применение общеуголовных норм к воинским преступлениям требует учета определенной специфики таких преступлений. В частности, следует учитывать особый характер последствий этих преступлений, сопряженных с ослаблением боевой способности, снижением уровня воинской дисциплины, срывом военных мероприятий, утратой военного приоритета и т.д.

Субъектами преступлений против военной службы являются две категории лиц: военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы.

Военнослужащие – лица, призванные либо добровольно поступившие на военную службу. Общие вопросы организации военной службы определяются Федеральным законом “Об обороне” от 24 апреля 1996 г., а также Законами РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 11 февраля 1993 г. и “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г.

Началом военной службы является день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части, окончанием – день истечения срока военной службы.

Граждане, проходящие военные сборы, – это лица, находящиеся в запасе, они периодически до установленного законом возраста призываются на военные сборы для подготовки и переподготовки к военной службе сроком до двух месяцев. В период сборов они проходят военную службу, на них распространяется действие воинских уставов и уголовная ответственность за преступления против военной службы. Началом их службы является первый день сборов, окончанием – последний день сборов.

Наряду с субъектами преступлений против военной службы существует и категория лиц, на которые распространяется уголовная ответственность за эти преступления, но субъектами преступлений они не являются. В разные исторические периоды круг таких лиц менялся, по действующему УК к ним относятся военные строители военно-строительных отрядов (частей), создаваемых в Министерствах обороны РФ и в некоторых других министерствах и ведомствах.

Гражданские лица, в том числе и работающие в воинских частях и учреждениях, а также учащиеся суворовских и нахимовских училищ не могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы.

В то же время лица, достигшие 16-летнего возраста и не являющиеся субъектами преступлений против военной службы, но участвующие в их совершении, могут нести уголовную ответственность по статьям главы 33 УК в качестве организаторов, подстрекателей и пособников, но не исполнителей.

Преступления против военной службы совершаются как в мирное, так и в военное время. В УК РФ предусматривается ответственность за воинские преступления, совершаемые в мирное время, в отсутствие боевой обстановки. Ответственность за преступления военного времени и преступления, совершаемые в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Военное время – период, когда государство находится в состоянии войны с другой страной. Состояние войны возникает с момента ее объявления высшим органом государственной власти либо с момента фактического начала военных действий.

Боевая обстановка – оперативная ситуация, характеризующаяся вооруженным столкновением либо угрозой такого столкновения воинского подразделения с противником. Она может возникнуть как в военное, так и в мирное время. Боевая обстановка мирного времени может возникнуть в случае вооруженных действий негосударственных военных формирований, направленных против целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

Таким образом, преступлениями против военной службы признаются предусмот­ренные главой 33 УК РФ преступления против установленного поряд­ка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Воору­женных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребыва­ющими в запасе, во время прохождения ими военных сборов и военны­ми строителями военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Рос­сийской Федерации.

Данное определение не вносит каких-либо изменений и дополнений в общее понятие преступления, а указывает лишь на специальный объект и на специальный субъект рассматриваемых деяний.

По Закону о воинской обязанности и военной службе (ст. 35) военная служба определяется как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

В Вооруженные Силы РФ непосредственно входят Министерство обороны и подчиненные ему Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Войска противовоздушной обороны, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот, Военно-космические силы.

К иным войскам и воинским формированиям, личный состав кото­рых проходит военную службу и несет уголовную ответственность за воинские преступления, относятся: пограничные войска, войска Феде­ральной службы безопасности, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, внутренние войска МВД, личный состав Главного управления охраны РФ и др.