Преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления

Характеристика преступлений, посягающих на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы

Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ)

Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации являются символами государственности. Поэтому надругательство над этими символами не только грубо аморально, но и общественно опасно и влечет за собой уголовную ответственность.

Объектом данного преступления является авторитет государ­ственной власти. Предмет посягательства - Государственный герб или Государственный флаг Российской Федерации. Надругатель­ство над иными символами или эмблемами общественных, спор­тивных, военных и других организаций не образует признаков рас­сматриваемого преступления.

Объективную сторону этого преступления могут образовать только активные действия, которыми осуществляется надругатель­ство над Государственным гербом Российской Федерации или Го­сударственным флагом Российской Федерации: срывание, повреж­дение или уничтожение, нанесение на них оскорбительных надпи­сей, рисунков и т.п. Оконченным преступление является с момента совершения любого из указанных действий.

Субъектом данного преступления может быть любое лицо, до­стигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает общественно опасный характер совершаемого им надругательства над Государственным гербом или флагом и желает этого.

Незаконное пересечение Государственной границы Российс­кой Федерации (ст. 322 УК РФ)

Понятие Государственной границы Российской Федерации, правила ее пересечения определены Законом РФ «О Государ­ственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., другими законодательными актами и международными договорами Российской Федерации.

С объективной стороны это преступление заключается в неза­конном пересечении охраняемой Государственной границы Россий­ской Федерации без установленных документов и надлежащего раз­решения. Установленным документом является паспорт (диплома­тический, служебный, общегражданский, паспорт моряка). Разрешение на пересечение границы дается правомочными на то органами власти.

Преступление считается оконченным с момента фактического пересечения Государственной границы Российской Федерации (сухопутной, водной, воздушной). В случае, если пересечение границы не состоялось по причинам, не зависящим от воли виновного (например, преступник был задержан в момент пересечения контрольно-следовой полосы), то такие действия квалифицируются как покушение на преступление. Умышленное создание условий для незаконного перехода границы образует признаки приготовления к данному преступлению.

С субъективной стороны незаконное пересечение Государ­ственной границы совершается с прямым умыслом: лицо сознает, что оно пересекает Государственную границу РФ без установленных документов и надлежащего разрешения органов власти, и желает этого.

Субъектом, преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Деяние квалифицируется по ч. 2 ст. 322 УК при наличии одного из следующих отягчающих обстоятельств: 1) совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору 2) органи­зованной группой, 3) с применением насилия, 4) с угрозой применения насилия.

Содержание первых двух признаков раскрывается в ст. 35 УК. Третий признак означает реальное применение насилия, не связанного с причинением вреда здоровью либо повлекшего легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего.

В соответствии с примечанием к ст. 322 УК действие этой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Противоправное изменение Государственной границы Россий­ской Федерации (ст. 323 УК РФ)

Объектом преступления, предусмотренного ст. 323 УК, явля­ется неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации.

Объективная сторона этого преступления заключается в противоправном изменении Государственной границы путем изъятия, перемещения или уничтожения пограничных знаков. Преступление является оконченным с момента совершения любого из названных действий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления ха­рактеризуется прямым умыслом. Необходимым признаком данного состава преступления является специальная цель: противоправное изменение Государственной границы РФ. Если у виновного отсутствовала указанная цель, то при наличии определенных законом признаков возможна ответственность по другим статьям УК (например, хулиганство или уничтожение либо повреждение имущества).

Субъектом данного преступления может быть любое лицо, до­стигшее 16-летнего возраста.

Частью второй ст. 323 УК предусмотрены квалифицирующие обстоятельства при совершении противоправного изменения Государ­ственной границы Российской Федерации, каковыми являются: 1) совершение тех же деяний неоднократно или 2) если эти деяния повлекли тяжкие последствия.

Неоднократным считается совершение деяний, указанных в части 1 рассматриваемой статьи, во второй раз и более. Вопрос о тяжести последствий решается в каждом конкретном случае, исходя из размеров причиненного материального ущерба и других обстоятельств.

 

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

Данной нормой предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного орга­на, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности этих лиц по охране общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. Это наиболее опасное из всех преступлений, на­правленных против порядка управления, которые включены в гла­ву 32 УК. Повышенная опасность рассматриваемого преступления определяется его объектом. Более того это преступление посягает на два непосредственных объекта: на нормальную деятельность со­трудников правоохранительных органов и военнослужащих по ох­ране общественного порядка и обеспечению общественной безопас­ности, а также на жизнь этих лиц и жизнь их близких.

Объективная сторона данного преступления выражается в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство. В настоящее время такое понимание посягательства на жизнь является общепризнанным и оно полностью применимо к составу преступления, предусмотренного ст. 317 УК

Признание того, что посягательство на жизнь лиц, указанных в ст. 317 УК, может выразиться не только в убийстве, но и в поку­шении на убийство этих лиц, означает, что рассматриваемое пре­ступление в отличие от убийства как преступления против личности (ст. 105 УК) считается оконченным с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Это свидетельствует об особом значении, которое придает законодатель борьбе с указанным преступлением.

Если преступление, направленное против жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего и их близких, имело своим последствием причинение потерпевшим вреда здоровью, то независимо от его тяжести все содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 317 УК. Применение статей 111, 112, 115 УК в таких случаях будет излишним, так как причинение вреда здоровью в данном случае является лишь одним из способов совершения более тяжкого преступления - посягатель­ства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослу­жащего или их близких.

В практике могут встречаться случаи приготовления к убий­ству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Например, приготовление будет в действиях лица, ко­торое приобрело пистолет для убийства работника милиции из мес­ти за его активную работу по охране общественного порядка. Вви­ду того, что при приготовлении к убийству нет еще непосредствен­ного посягательства на жизнь потерпевшего, случаи приготовления к убийству не охватываются понятием «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких и квалифицируются по ст.ст. 30 и 317 УК (в приведенном выше примере в действиях виновного лица содержится также состав преступления, предусмотренного ст. 222 УК).

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего квалифицируется по ст. 317 УК толь­ко при том условии, если оно направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспе­чению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.

К деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в частности, относится: несение ими по­стовой или патрульной службы на улицах и в общественных мес­тах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, ми­тингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом ответственность по ст. 317 УК наступает независимо от того, находится сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению, нарушений общественного порядка или пресечению преступления.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего может быть совершено как во время исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Однако для квалификации по ст. 317 УК требуется установить, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего совершено по по­воду их деятельности по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь указанных лиц не связано с их деятельностью по охране обществен­ного порядка и обеспечению общественной безопасности, то оно дол­жно квалифицироваться по соответствующим статьям УК о преступ­лениях против личности.

При применении ст. 317 УК необходимо также иметь в виду, что в диспозиции этой статьи говорится о воспрепятствовании за­конной деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Если же посягательство на жизнь этих лиц было направлено на воспрепятствование незаконной их деятель­ности, то вопрос об ответственности виновных решается с учетом признаков фактически совершенных действий, а также требований статей Уголовного кодекса, определяющих условия правомерности необходимой обороны и крайней необходимости (статьи 37 и 39 УК).

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Умыслом виновного охваты­вается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. Если по обстоятельствам дела виновный не знал, что он посягает на жизнь указанных в ст. 317 УК лиц, то совершенное им преступление должно быть квалифици­ровано по статье главы 16 УК, предусматривающей ответственность за убийство. Для квалификации совершенного преступления по ст. 317 УК требуется установить наличие у виновного прямого умысла, направленного на лишение жизни потерпевшего, посколь­ку в законе говорится о специальной цели и мотиве совершения данного преступления. В качестве необходимого признака состава этого преступления закон предусматривает цель воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общест­венного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Одним из альтернативно необходимых признаков посягатель­ства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослу­жащего или их близких является также мотив - месть за деятель­ность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспече­нию общественной безопасности. Наличие такого мотива законом предусмотрено как альтернатива рассмотренной выше цели.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких может быть совершено в связи с тем, что они делали замечания, задерживали за нарушение общественного порядка или пресекали преступные действия самого виновного лица либо его родственников, близких, знакомых и т.п. Вместе с тем состав рассматриваемого преступления будет в действи­ях и такого лица, которое совершает посягательство на жизнь со­трудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких только за то, что эти лица по роду своей службы принимают участие в охране общественного порядка и в обеспечении обще­ственной безопасности. Для состава преступления, предусмотренно­го ст.317 УК, не требуется, чтобы потерпевший применял меры воз­действия к виновному либо к его близким, знакомым и т.д. Необходимо лишь установить, что посягательство на жизнь сотруд­ника правоохранительного органа, военнослужащего или их близ­ких было совершено из мести за деятельность указанных лиц по ох­ране общественного порядка и обеспечению общественной безопас­ности.

Неосторожное причинение смерти сотруднику правоохрани­тельного органа, военнослужащему или их близким должно квали­фицироваться по ст.109 УК, потому что в таком случае не может быть речи об указанной цели и мотиве совершения преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Действия лиц от 14 до 16-летнего возраста, совершивших посягательство на жизнь сотрудника право­охранительного органа, военнослужащего или их близких, должны квалифицироваться по п.”б” ч. 2 ст. 105 УК.

По отношению к ст. 105 УК, которой предусмотрена ответствен­ность за умышленное убийство, ст. 317 УК является специальной нормой. При конкуренции общей и специальной норм должна применяться специальная норма, то есть ст. 317 УК. Вместе с тем пре­ступление, предусмотренное ст. 317 УК, по ряду признаков отлича­ется от состава преступления, предусмотренного ст. 295 УК, которая по отношению к ст. 105 УК также является специальной нормой. От­личие проводится главным образом по объекту посягательства и кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от преступления. Ста­тья 295 УК помещена в главе 31 УК («Преступления против право­судия»). По этой статье квалифицируется посягательство на жизнь лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследова­ние, и их близких. Объектом этого преступления является нормаль­ная деятельность органов правосудия и предварительного расследо­вания и жизнь указанных в ст. 295 УК лиц, а именно: судей, при­сяжных заседателей или иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, прокуроров, следователей, лиц, производящих дозна­ние, защитников, экспертов, судебных приставов, судебных испол­нителей и их близких.

По объекту, а также по признакам субъективной стороны пре­ступление, предусмотренное ст. 317 УК, отличается от террористи­ческого акта (ст. 277 УК). Статья 277 УК входит в главу 29 УК «Пре­ступления против основ конституционного строя и безопасности го­сударства» и предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Объектом этого преступления являются основы конституционного строя и безопас­ность государства, а также жизнь государственных и общественных деятелей. Для субъективной стороны характерными являются цель в мотив совершения преступления. Террористический акт соверша­ется в целях прекращения потерпевшими их государственной или иной политической деятельности или мести за такую деятельность.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ)

Часть 1 ст. 318 УК устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, а также угрозу применения насилия в отношении представителя власти гили его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность органов власти и 2) на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Согласно примечанию к ст. 318 УК, представителем власти в данной статье и в других статьях Уголовного кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего орга­на, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном за­коном порядке распорядительными полномочиями в отношений лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

О том, какие органы относятся к правоохранительным, было сказало выше при характеристике состава преступления, предусмот­ренного ст. 317 УК. К контролирующим органам, о которых говорит­ся в ст. 318 УК, относятся органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, государственного атомного надзора и др.

К иным должностным лицам в смысле ст. 318 УК относятся должностные лица других звеньев государственного аппарата и ме­стного самоуправления, которые выполняют функции власти. Пред­ставителями власти являются не все должностные лица, а только те, которые наделены в установленном законом порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Для признания лица представителем вла­сти необходимо занятие им по результатам выборов, назначению или иным законным путем должности в органах законодательной, исполнительной или судебной власти либо в органах местного само­управления.

Не являются представителями власти представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции – общественные контролеры, народные дружинники, общественные инспекторы ГИБДД, члены товарищеских судов и т.д.

Необходимо отметить, что признаками состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК, не охватываются случаи применения насилия в отношении представителей власти, участвующих в от­правлении правосудия или в производстве предварительного рассле­дования. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования выделены в качестве самостоятельного состава преступления, предусмотренного ст. 296 УК.­

Потерпевшими при совершении преступления, предусмотрен­ного ст. 318 УК, наряду с представителями власти, могут быть также их близкие. Объективная сторона рассматриваемого преступления может выражаться в применении насилия либо в угрозе применения наси­лия в отношении представителей власти или их близких.

Объективная сторона данного преступления может выразиться также в угрозе применения к представителю власти или к его близким насилия. Угроза является психическим насилием над пред­ставителем власти. Закон в данном случае не уточняет характер на­силия, применением которого угрожает виновный. Из этого можно заключить, что преступник может угрожать виновному как причи­нением вреда здоровью любой тяжести, так и убийством.

Физическое и психическое насилие в отношении представите­лей власти или их близких квалифицируется до ст.318 УК только при том условии, что оно применено к потерпевшим в связи с испол­нением ими своих должностных обязанностей. Термин «в связи с исполнением должностных обязанностей» шире понятия при ис­полнении должностных обязанностей», о котором говорится в ст. 319 УК. Понятием «в связи с исполнением должностных обязан­ностей» охватывается применение насилия по отношению к пред­ставителям власти как во время исполнения ими своих должност­ных обязанностей, так и тогда, когда они не исполняют этих обязан­ностей. Разрыв во времени между исполнением представителем власти своих должностных обязанностей и применением в отноше­нии его или его близких физического или психического насилия в данном случае не имеет значения для квалификации преступления. Однако для квалификации совершенного преступления по ст. 318 УК следует установить, что насилие в отношении представителя власти или его близких применено по поводу исполнения ими своих должностных обязанностей. В противном случае деяние подлежит квалификации по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности.

Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом: виновный сознает, что он применяет насилие по от­ношению к представителю власти или его близким, и желает этого. При этом виновный применяет насилие в отношении представите­ля власти или его близких в связи с исполнением им своих долж­ностных обязанностей. Преступления, совершенные в отношении представителей власти и их близких на почве личных взаимоотно­шений или конфликтов, надлежит рассматривать как преступле­ния против личности и квалифицировать по соответствующим статьям УК.

В ч. 2 ст. 318 УК предусмотрен квалификационный состав дан­ного преступления. Закон устанавливает повышенную ответствен­ность за применение в отношении представителей власти и их близ­ких насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших. Под ним понимается насилие, причинившее здоровью реальный вред любой тяжести: легкий, средней тяжести или тяжкий, а также насилие, которое не причинило вреда здоровью, но по способу применения ставило жизнь и здоровье потерпевшего в реальную опасность. При­чинение вреда здоровью охватывается составом преступления, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 318 УК, и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требует.

Субъектом это преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. В тех случаях, когда причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью представителей власти и их близких в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей лицом в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется по ст. 111 или ст. 112 УК

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ)

Статья 319 УК устанавливает ответственность за публичное оскорбление предста­вителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Общественная опасность этого пре­ступления заключается в том, что оно унижает честь и достоинство предста­вителей власти, тем самым подрывается авторитет органов власти, что может привести к нарушению их нормальной деятельности.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов власти и их авторитет. Дополнительным объектом выступают честь и достоинство представителей власти.

Необходимо отметить, что новый УК (в отличие от прежнего) не предусматривает специального состава оскорбления представите­лей власти, осуществляющих правосудие, как и лиц, ведущих пред­варительное расследование. Поэтому оскорбление таких должност­ных лиц в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования также охватывается призна­ками состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК.

Оскорбление должностных лиц, не являющихся представите­лями власти, квалифицируется по ст.130 УК

Для состава рассматриваемого преступления весьма важным является форма, в которой высказана отрицательная оценка лично­сти или конкретного поступка потерпевшего. В законе говорится об унижении чести и достоинства человека, выраженном в неприлич­ной форме. Поэтому не будет признаков оскорбления в действиях лица, сделавшего представителю власти в корректной форме заме­чание, хотя оно и было неприятно последнему, независимо от того, было ли оно обоснованным.

Оскорбление может быть нанесено словесно (путем произне­сения в адрес потерпевшего неприличных выражений), в письмен­ной форме либо в средствах массовой информации. Оно может зак­лючаться также в действиях, например, в нанесении пощечин, сшибании головного убора, в различного рода неприличных телодвижениях.

Необходимым признаком является публичность, т.е. нанесения оскорбление представителю власти в присутствии третьих лиц (хотя бы одного). Если же оскорбление нанесено один на один, то действия виновного должны квалифицироваться по ст.130 УК как преступление против личности.

Особенностью состава анализируемого преступления является то, что оскорбление представителя власти квалифицируется по дан­ной статье не только в том случае, когда оно нанесено при исполне­нии им своих должностных обязанностей, но и хотя бы не при ис­полнении, однако в связи с исполнением должностных обязанностей. Состав данного преступления будет налицо, если, например, родственник осужденного, встретив на улице прокурора, оскорбит его за то, что он выступал на процессе с обвинительной речью.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с мо­мента нанесения оскорбления представителю власти. Наступление вредных последствий в данном случае находится за рамками состава преступления и может быть судом учтено при определении винов­ному меры наказания.

По ст. 130 УК должно квалифицироваться также оскорбление представителя власти из побуждений личного характера (ревность, корысть и др.), не связанных с исполнением им своих должностных обязанностей.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-лет­него возраста.

С субъективной стороны состав рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Если субъект по обстоятельствам дела не осознавал, что оскорбляет представителя власти, то его деяние квалифицируктся по ст.130 УК.

Оскорбление представителя власти необходимо отличать от смежных преступлений.

Оскорбление, совершенное путем активных действий (напри­мер, нанесение пощечины), по внешним признакам сходно с пре­ступлением, предусмотренным ст. 318 УК (применение насилия в от­ношении представителя власти). Различаются эти преступления как по объективным, так и по субъективным признакам. Если наряду с нормальной деятельностью органов власти непосредственным объектом оскорбления представителя власти является честь и дос­тоинство последнего, то, совершая преступление, предусмотренное ст. 318 УК, виновный посягает на здоровье или телесную неприкос­новенность потерпевших и на их нормальную служебную деятельность. Нанося оскорбление, виновный преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект имеет целью нанести вред здоровью потерпевшего либо причинить ему физическую боль.

В судебной практике встречаются случаи, когда в действиях виновного одновременно содержатся признаки различных посяга­тельств на нормальную деятельность представителей власти по ис­полнению ими своих должностных обязанностей (например, оскор­бление и применение насилия либо оскорбление, соединенное с по­сягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа). В таких случаях совершенное должно квалифицироваться по ста­тье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства из числа совершенных виновным. Совокупность нескольких преступлений такие деяния образуют только в тех слу­чаях, когда они были совершены в разное время и не охватывались единым намерением, то есть образуют реальную совокупность пре­ступлений.

Рассматриваемое преступление имеет сходство с хулиганством (ст.213 УК). Сложности, возникающие при отграничении этого пре­ступления от хулиганства, заключаются в том, что с объективной стороны хулиганство может выразиться в оскорблении пред­ставителя власти. Различаются эти два преступления по объекту и по субъективной стороне. Основным объектом хулиганства является общественный порядок. При совершении этого преступления виновный сознает, что он грубо нарушает общественный порядок, и желает этого. Его мотивом являются хулиганские побуждения, явное неуважение к обществу. Если оскорбление представителя власти совершается из хулиганских побуждений, в целях прояв­ления явного неуважения к обществу, то оно должно квалифи­цироваться по ст. 213 УК. При отсутствии указанных признаков хулиганства оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей или в связи с исполнением таких обязанностей квалифицируется по ст. 319 УК.

По совокупности с хулиганством оскорбление представителя власти квалифицируется только при условии, если оно представляет собой самостоятельное преступление, то есть в случаях реальной совокупности преступлений.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контроли­рующего органа (ст. 320 УК РФ)

Уголовная ответственность за данное общественно опасное деяние предусмотрена в соответствии со ст.19 Федерального закона «О государственной защите судей, должност­ных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г. Целью установления мер безопасности является создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. К ним относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.

Частью 1 ст. 320 УК предусматривается ответственность за раз­глашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отноше­нии должностного лица правоохранительного или контролирующе­го органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Общественная опасность разглашения сведений о мерах безо­пасности, применяемых в отношении названных лиц, заключается в том, что преступники получают возможность воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или отомстить им за такую деятельность.

Более подробная характеристика понятий должностного лица правоохранительных и контролирующих органов дана при рассмот­рении состава преступления, предусмотренного ст. 318 УК (приме­нение насилия в отношении представителя власти).

По объекту посягательства рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов и 2) на личность должностных лиц этих органов и их близких.

По объекту посягательства это деяние отличается от состава преступления, предусмотренного ст. 311 УК, объектом которого является нормальная деятельность органов пра­восудия по уголовным делам и личность судей, присяжных заседа­телей и других участников уголовного процесса, указанных в дис­позиции данной статьи Уголовного кодекса.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заклю­чается в разглашении сведений о мерах безопасности, которые предусмотрены вышеназванным Федеральным законом от 22 марта 1995 г. и применяются в отношении должностного лица правоохранительного либо контролирующего органа в связи с их служебной деятельностью, а также их близких.

Наступление общественно опасных последствий в ч. 1 ст. 320 УК не предусмотрено (формальный состав). Преступление считается оконченным с момента разглашения соответствующих сведений, не подлежащих огласке.

Под разглашением понимается сообщение любым способом соответствующих сведений о мерах безопасности хотя бы одному лицу, которое заинтересовано в их получении, или тому, кто может передать их заинтересованному лицу.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямо­го умысла: лицо сознает, что действует противоправным образом - разглашает сведения о мерах безопасности, применяемых в отноше­нии должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов и их близких, и желает так поступить. Необходимым признаком субъективной стороны данного пре­ступления является специальная цель. Ответственность за разгла­шение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, наступает только в том случае, если это деяние совершено в целях воспрепятствования их служебной деятельнос­ти. Мотивы разглашение сведений могут быть любыми: корысть, месть и др.

Субъект преступления – специальный – лицо, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе (сослуживец, сотрудник правоохранительных органов или органов государственной охраны, иное лицо, участвующее в реализации мер безопасности).

В ч. 2 ст. 320 УК сформулирован квалифицированный состав преступления, предусматривающий наступление тяжких послед­ствий в результате разглашения сведений.

Понятие тяжких последствий в законе не конкретизировано. Во-первых, к ним следует отнести гибель людей. При этом под ги­белью людей понимается как насильственная (убийство), так и не­насильственная (например, в результате несчастного случая в ходе погони) смерть хотя бы одного потерпевшего, находящаяся в при­чинной связи с разглашением соответствующих сведений. Во-вторых, причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, захват его в качестве заложника, изнасилование, причинение значительного имущественного вреда.

Субъективная сторона в данном случае характеризуется дву­мя формами вины: прямым умыслом по отношению к факту раз­глашения сведений о мерах безопасности и неосторожностью по от­ношению к наступившим последствиям, разглашение соответству­ющих сведений при сознании неизбежности убийства потерпевшего рассматривается как пособничество убийству и квалифицируется по ст. 33 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Дезорганизация деятельности учреждений, обес­печивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)

Данное преступ­ление является одним из наиболее опасных посягательств, направ­ленных против установленного порядка управления.

Исполнение приговоров судов к лишению свободы возложено на исправительные учреждения Министерства юстиции РФ. Исправительные учрежде­ния и органы, исполняющие наказания, призваны обеспечивать ис­полнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, до­стижение исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц новых преступлений. Задачами уголовно-исполнительной системы являются также: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профес­сионального образования и профессионального обучения; обеспе­чение охраны здоровья осужденных. При этом специально оговариваются обязанности учреждений, исполняющих наказание, создавать условия для обеспечения безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории.

Часть 1 ст. 321 УК устанавливает ответственность за угрозу применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности. Это преступление посягает на два непосредственных объекта: 1) нормальную деятельность мест лишения свободы и мест содержания под стражей и 2) личность сотрудников мест лишения свободы или мест содержания под стражей, а также личность осужденных.

Как сказано выше, приговоры судов к лишению свободы ис­полняются исправительными учреждениями, которыми являются: исправительные колонии, тюрьмы и воспитательные колонии, колонии-поселения.

Рассматриваемое преступление может быть совершено в любом из этих мест лишения свободы. По ст. 321 УК квалифицируются так­же деяния, дезорганизующие, нарушающие нормальную деятельность мест содержания под стражей. Местами со­держания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы Министерства юстиции, следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск РФ.

Анализируемое деяние имеет своим непосредственным объектом также личность сотрудников мест лишения свободы и мест со­держания под стражей, а также личность осужденных. Понятие «со­трудник» шире, чем понятие «должностное лицо». К сотрудникам отнесены: работники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказание, к сотрудникам этих учреждений не относятся, поэтому посягательства на их личность квалифицируются по соответствую­щим статьям о преступлениях против личности.

Преступления, совершенные в местах лишения свободы в отношении представителей власти, не являющихся сотрудниками этих учреждений, квалифицируются по ст. 318 УК РФ.

Личность осужденного рассматривается в качестве непосред­ственного объекта данного преступления, если оно совершено в це­лях воспрепятствования его исправлению или из мести за исполне­нием им общественной обязанности. Посягательства на личность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, не под­падают под признаки рассматриваемого преступления и квалифици­руются по соответствующим статьям о преступлениях против лич­ности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 321 УК, выражается, прежде всего, в угрозе применения насилия в отношении сотрудников мест лишения свободы или мест содержа­ния под стражей. Угроза насилием - это психическое насилие над личностью указанных в законе лиц. Характер физического насилия, которым угрожает виновный, в законе не конкретизирован, поэтому под признаки ч. 1 ст. 321 УК подпадает как угроза убийством, так и угроза причинением любого вреда здоровью потерпевшего. Угроза применения насилия в отношении осужденного квалифицируется по ч. 1 ст. 321 УК только при условии, если она совершена с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности.

Для квалификации рассматриваемого преступления по ч. 1 ст. 321 УК требуется установить, что угроза применения насилия была реальной, то есть по обстоятельствам дела были основания опа­саться, что угроза могла быть приведена в исполнение.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 321 УК, считается оконченным с момента угрозы применения насилия, поэтому не тре­буется наступления каких-либо вредных последствий в виде нару­шения нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо причинения вреда здоровью сотрудни­ков этих учреждений или здоровью осужденных.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: субъект сознает, что угрожает применить насилие к сотруднику места лишения свободы или места содержания под стражей либо к осужденному, и желает этого. Причем для квалификации угрозы насилием в отношении осужденных требуется установить, что такое деяние совершено с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за исполнение им общественной обязанности. Если виновным не преследовалась указанная цель и угроза насилием была вызвана личными мотивами (ссора, корысть, ревность и др.), то содеянное при наличии признаков, указанных в законе, квалифицируется по ст. 119 УК. Ответственность за угрозу насилием в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей квалифицируется по ст. 321 УК независимо от мотивов, по которым нанесена угроза.

Частью 2 ст. 321 УК предусмотрена ответственность за квали­фицированный состав дезорганизации нормальной деятельности уч­реждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Отягчающим обстоятельством является применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, к лицам, указанным в ч. 1 этой статьи УК. Ха­рактеристика насилия, не опасного для жизни и здоровья потер­певших, дана при анализе состава преступления, предусмотренно­го ч. 1 ст. 318 УК.

Часть 3 ст. 321 УК устанавливает ответственность за особо ква­лифицированный состав рассматриваемого преступления. В каче­стве одного из особо отягчающих обстоятельств в ней указано на со­вершение деяний, предусмотренных частями первой и второй анализируемой статьи, совершенных организованной группой. Признаки организованной группы определены в ч. 3 ст. 35 УК. Другим особо отягчающим обстоятельством является применение к потерпевшим насилия, опасного для жизни или здоровья. Характеристика такого насилия дана при анализе состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК.

Субъектом преступления являются осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, и заключенные, которые находятся в местах содержания под стражей. Ответственность за это преступление наступает с 16 лет.

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ)

Согласно ст. 59 Конституции Российс­кой Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Для защиты Отечества созда­ются Вооруженные Силы и устанавливается военная обязанность граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 9 Закона Рос­сийской Федерации «Об обороне» от 24 сентября 1992 г. граждане Российской Федерации выполняют воинскую обязанность или доб­ровольно поступают на военную службу на контрактной основе. Наряду с этим статьей 1 Закона Российской Федерации “О воинской обязанности и военной службе” от 11 февраля 1993 г. устанавливается, что граждане РФ вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Уклонение от прохождения военной и альтернативной граж­данской службы может причинить ущерб интересам обороны стра­ны, поэтому такие деяния признаются преступлением.

Часть 1 ст. 328 УК предусматривает ответственность за уклоне­ние от призыва на военную службу при отсутствии законных осно­ваний для освобождения от этой службы.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный государством порядок комплектования Вооруженных Сил РФ.

Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивает­ся органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством. Ук­лонение от прохождения военной службы нарушает нормальную де­ятельность этих органов и учреждений, поэтому оно отнесено к пре­ступлениям против порядка управления.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении (временно или навсегда) от призыва на военную служ­бу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Уклонением от призыва считается неявка призывника по по­вестке военного комиссариата о призыве на военную службу в ука­занный срок без уважительных причин. Оно может выразиться так­же в получении путем обмана незаконного освобождения или отсрочки от призыва на военную службу. В тех случаях, когда способ уклонения от призыва на военную службу содержит в себе признаки другого преступления, совершенные деяния квалифицируются по совокупности преступлений. Например, уклонение от призыва на военную службу путем дачи взятки работникам военкомата или членам медицинской комиссии должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 328 и ч. 2 ст. 291 УК. А уклонение путем подложных документов в призывную комиссию или райвоенкомат подлежат дополнительной квалификации по ст. 327 УК.

Неявка на призывной пункт образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, когда она была совершена без уважительных причин. К ним относятся: а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; б) тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призывника (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился призывник; в) препятствия стихийного характера или иные независящие от гражданина обстоятельства, лишившие его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата место и срок; г) иные обстоятельства, признаные судом уважительной причиной.

Необходимым признаком рассматриваемого преступления является отсутствие законных оснований для освобождения от военной службы. От воинской обяязанности освобождаются граждане: а) мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; б) женского пола – моложе 18 лет и старше 50 лет; в) негодные к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии с законом от призыва на военную службу освобождается гражданин: а) признанный негодным или ограничено годным к военной службе по состоянию здоровья; б) проходящий или прошедший военную или альтернативную служ­бу; в) прошедший военную службу в вооруженных силах другого го­сударства.

Право на освобождение от призыва на военную службу имеет также гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Оконченным рассматриваемое преступление считается с мо­мента неявки призывника на призывной пункт в тот срок, который указан в повестке, или когда путем обмана получил освобождение от призыва на военную службу.

По ч. 1 ст. 328 УК квалифицируются также случаи неявки по повестке военного комиссара лица, призванного на военную служ­бу, для направления его к месту военной службы, совершенные без уважительных причин. Началом военной службы считается день за­числения гражданина в списки личного состава воинской части.

Субъектом преступления могут быть только граждане Россий­ской Федерации, обязанные по закону нести военную службу, достигшие возраста 18 лет.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы значения для квалификации не имеют.

Частью 2 ст. 328 УК устанавливается ответственность за укло­нение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

Обязательная альтернативная гражданская служба (на стройках, в медицинских учреждениях и пр.) вводится для лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям или иным причинам.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность государственного аппарата по обеспече­нию прохождения альтернативной гражданской службы лицами, освобожденными от военной службы.

Объективная сторона характеризуется бездействием — уклонением от прохождения альтернативной гражданской службы. Способы уклонения значения для квалификации не имеют. Состав формальный.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что уклоняется от выполне­ния обязанности пройти альтернативную гражданскую службу, и желает уклониться от ее прохождения.

Субъект - лицо, которому на законном основании военная служба заменена альтернативной военной службой, достигшее 18 лет.

Самоуправство (ст. 330 УК РФ)

Самоуправство определяется как самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

Обще­ственная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает установленный порядок осуществления гражданами своих прав и причиняет существенный вред интересам граждан либо государственным или негосударственным организациям.

Объектом преступления является установленный государством порядок осуществления гражданами своих прав и совершения юридически значимых действий, а также охраняемые законом права и интересы граждан и юридических лиц.

Объективная сторона данного преступления заключается в самовольном то есть вопреки установленному порядку совершении (каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Порядок совершения таких действий мо­жет быть определен как в законе, так и в ином нормативном право­вом акте.

Признаком объективной стороны рассматриваемого преступ­ления является причинение существенного вреда другим гражданам или организациям. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, решается в каждом конкретном случае не только в зависимости от размеров причиненного ущерба, но и с учетом важ­ности нарушенных прав и интересов.

Субъективная сторона самоуправства характеризуется пря­мым умыслом. Лицо сознает, что оно самовольно, вопреки установ­ленному порядку совершает действия, правомерность которых оспа­ривается другим лицом или организацией, и желает этого. Цели и мотивы имеют факультативное значение.

Субъектом преступления могут быть только частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

Квалифицированный вид самоуправства предусмотрен в ч. 2 ст. 330 УК. В качестве отягчающих обстоятельств закон предусмат­ривает совершение самоуправства: 1) с применением насилия или 2) с угрозой применения насилия. Характер насилия в законе не рас­крывается. Исходя из систематического толкования анализируемой статьи УК и норм Уголовного кодекса, которыми предусматривает­ся ответственность за преступления против личности, можно прий­ти к выводу, что в данном случае имеется в виду насилие, не соеди­ненное с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью. Если же причинен указанный вред здоровью, то содеянное должно квали­фицироваться по совокупности как самоуправство и как умышлен­ное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).

В судебной практике возникают вопросы, связанные с разгра­ничением самоуправства и сходных с ним преступлений. В частно­сти, получили распространение случаи, когда в целях взыскания долга кредиторы (лично или прибегая к помощи других лиц) при­меняют насилие к неисправным должникам. Эти действия по сво­им внешним признакам имеют сходство с такими преступлениями, как вымогательство, грабеж и разбой, что нередко влечет за собой ошибки в их квалификации. Подобные действия не содержат в себе признаков хищения, поскольку умысел виновного направлен на ре­ализацию своего права (действительного или предполагаемого) вопреки правилам, установленным Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами. Поэтому такие действия подлежат квалификации как самоуправство.

Самоуправство следует отличать от преступлений, предусмотренных статьями 286 и 288 УК. Субъектом самоуправства, как отмечалось, является только частное лицо. Если же аналогичные действия совершает должностное лицо в связи с осуществлением своих служебных функций, то совершенное преступление квалифицируется по ст. 286 УК как превышение должностных полномочий. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК (присвоение полномочий должностного лица), являются государственные служащие или служащие местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, которые присваивают себе полномочия должностных лиц. При самоуправстве виновный не присваивает себе звание должностного лица, а действует от своего собственного имени, хотя по существу он присваивает себе функции должностных лиц.