СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА В ОНТОГЕНЕЗЕ

 

Созревание зрительного анализатора (как и слухового) происходит позже других сенсорных систем. К моменту рождения периферическая часть зрительного анализатора достигает значительного уровня развития. К возрастным особенностям зрительного анализатора относится следующее.

Новорожденные имеют маленькие глазницы и относительно большое глазное яблоко, поэтому оно кажется выпуклым. Формирование толщины и кривизны роговицы глазного яблока устанавливается только к концу первого года жизни. В первые 5 лет наблюдается наиболее интенсивный рост глазного яблока, который заканчивается к 12 – 14 годам. От правильности формы глазного яблока в определенной степени зависит острота зрения, так как его удлинение увеличивает близорукость, а укорочение способствует развитию дальнозоркости. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие.

С возрастом острота зрения увеличивается и приближается к норме в 5–6 лет. Рост остроты зрения связан с морфологическим развитием сетчатки.

Несмотря на функционирование палочек сетчатки до 4-х месяцев поле зрения ребенка очень узкое. Границы поля зрения наиболее интенсивно расширяются в период от 5 до 10 лет. Увеличение световой чувствительности происходит до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться.

При рождении ребенок не различает цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки.

Центральная часть сетчатки, где располагается основная масса колбочек, развивается к 6 месяцам.

Правильно называть цвета дети могут в 2,5–3 года. Существенное изменение цветовой чувствительности наблюдается в возрасте 10–12 лет. Максимум цветовой чувствительности приходится на 30 лет, затем происходит ее снижение.

Известно, что изображение на сетчатке перевернуто, а восприятие прямого изображения происходит за счет деятельности коркового отдела зрительного анализатора. У новорожденных из-за незрелости центральных отделов изображение остается неперевернутым, поэтому в первые месяцы жизни ребенок путает верхнюю и нижнюю сторону предмета. Например, если ребенку показать горящую свечу, то, стараясь схватить пламя, он потянет руку к нижнему концу свечи.

Миелинизация зрительного нерва, начинающаяся к моменту рождения, заканчивается только к 6 месяцам жизни. Структуру, характерную для мозга взрослых все отделы зрительной системы приобретают к 7 годам. Однако из центральных отделов зрительной системы раньше всего созревают зрительные бугры четверохолмия. По мере созревания центральных отделов происходит развитие стереоскопического или пространственного зрения, которое совершенствуется к 16 – 17 годам. Причем наиболее заметное его изменение происходит к 9 годам.