Понятие стадии управленческой деятельности и управленческой технологии
Совершенствование управленческой деятельности и повышение требований к ней в части достижения желаемых результатов привело к формированию управленческой технологии. Она является одним из проявлений социальной технологии, отражающей управленческие процессы.
Содержание этого понятия заключается в следующем:
- это способ достижения поставленных общественных целей;
- деятельность состоит из отдельных последовательных операций;
- разработка действий осуществляется на научной основе с учетом специфики области применения, сферы деятельности и решаемых задач.
Таким образом суть управленческой технологии заключается в системном соединении:
♦ научного знания,
♦ управленческих потребностей и интересов общества,
♦ целей и функций государственного управления,
♦ возможностей и элементов управленческой деятельности.
Различают следующие виды управленческих технологий:
Поспецифике государственных органов и управляемых объектов:
· диагностирование, проектирование, реформирование подсистем;
· информационные, внедренческие, обучающие;
· инновационного развития,
· организационные, контроля,
· конфликтология.
По уровню управления:
· центрального управления
· регионального управления
· местного управления.
·
Этапы управленческой деятельности
Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:
Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.
Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.
Принятие решения и разработка управленческих актов.
Организация исполнения (правовых и организационных) решений.
Контроль выполнения и оперативное информирование.
Оценка результатов управленческого воздействия.
Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:
a)функциональные – обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;
b)ситуационные – возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.
Понятие термина «решение» включает в себя три значения
:
- найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;
- собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;
- практический результат и итог деятельности.
Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.
Различные авторы по вопросам государственного и муниципального управления выделяют разные виды управленческих решений (формы), используя разнообразные критерии.
♦по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению «снизу».
♦по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.
♦по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)
♦по степени уникальности: рутинные и новаторские.
♦по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.
♦по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.
♦по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.
♦по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.
♦по сроку действия: оперативные, долгосрочные.
♦с учетом стереотипности ситуации:программируемые, непрограммируемые.
♦ по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.
Управленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.
К организационно-распорядительной деятельности относится:
› оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;
›разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.
›конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;
›определение ответственных исполнителей;
›организация контроля за ходом выполнения решения;
›практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.