Понятие стадии управленческой деятельности и управленческой технологии

Совершенствование управленческой деятельности и повышение требований к ней в части достижения желаемых результатов привело к формированию управленческой технологии. Она является одним из проявлений социальной технологии, отражающей управленческие процессы.

 

Содержание этого понятия заключается в следующем:

 

- это способ достижения поставленных общественных целей;

- деятельность состоит из отдельных последовательных операций;

- разработка действий осуществляется на научной основе с учетом специфики области применения, сферы деятельности и решаемых задач.

 

Таким образом суть управленческой технологии заключается в системном соединении:

♦ научного знания,

♦ управленческих потребностей и интересов общества,

♦ целей и функций государственного управления,

♦ возможностей и элементов управленческой деятельности.

Различают следующие виды управленческих технологий:

 

Поспецифике государственных органов и управляемых объектов:

· диагностирование, проектирование, реформирование подсистем;

· информационные, внедренческие, обучающие;

· инновационного развития,

· организационные, контроля,

· конфликтология.

По уровню управления:

· центрального управления

· регионального управления

· местного управления.

·

Этапы управленческой деятельности

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности, один из них предполагает семь этапов:

Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.

Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.

Принятие решения и разработка управленческих актов.

Организация исполнения (правовых и организационных) решений.

Контроль выполнения и оперативное информирование.

Оценка результатов управленческого воздействия.

 

Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно разделить на две группы:

a)функциональные – обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;

b)ситуационные – возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.

 

Понятие термина «решение» включает в себя три значения

:

- найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;

- собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;

- практический результат и итог деятельности.

 

Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.

Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.

Различные авторы по вопросам государственного и муниципального управления выделяют разные виды управленческих решений (формы), используя разнообразные критерии.

по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению «снизу».

по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.

по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные)

по степени уникальности: рутинные и новаторские.

по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.

по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.

по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.

по функциональному признаку: экономические, социальные, политические, технические, организационные; финансовые, кадровые и др.

по сроку действия: оперативные, долгосрочные.

с учетом стереотипности ситуации:программируемые, непрограммируемые.

по внутреннему построению: структурированные, неструктурированные.

 

Управленческая деятельность предполагает не только принятие решения, но проведения комплекса мероприятий по его осуществлению, выполнению. Этой цели служит организационно-распорядительная деятельность управляющего субъекта, которая представляет собой форму осуществления принятых управленческих решений.

К организационно-распорядительной деятельности относится:

оформление организационной документации по принятому решению и доведение ее до исполнителей;

разъяснение содержания и направленности управленческого решения, объективной необходимости, причин вызвавших принятие решения.

конкретизация задач в условиях изменения функционирования объекта управления;

определение ответственных исполнителей;

организация контроля за ходом выполнения решения;

практическая оценка, подведение итога выполнения решения и качества работы исполнителей.