Тема 1. Экономическая сущность налогов
ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
Одинаково разрушительна для производителей ипотребителей
1)иногда рассматривается к положительное явление, если (и=1-1,5%).Стимулируют производителя.
2)перестает работать главный рын механизм – ценообразование. Цена перестает быть нормальным рыночным ориентиром.
Последствия
*бегство от денег – активнй посик товаров – владельцы денег сбрасывают деньги – денежное обращение заменяется к бартерным отношениям – хозяйственные связи прерываются. Прозводитель энергии не может получать различные товары как оплату за свой ресурс.
*обесцениваются налоговые поступления – налоги обесцениваются – казна в кач. Налога олучает обесцененные деньги – не может выполнить свои бязательсва.
*населению через снижение покупательной способности денег – снижение уровня и качества жизни .(беднейшие сло страдают больше всех!!! Они не держатсвои активы в золоте, валюте, недвижимости. Накопления пенсионеров и др слоев – обесценивается «буферная подушка», которая перестаю иметь покупательную способность)
БОРОТЬСЯ:
*необходимо сокращать расходы совокупные. Чтобы исчезло стремление тратить деньги и ожидание инфляции. –через повышение % ставок.Деньги становится выгоднее сохранять- «политика дорогих денег»
*деньги дложны быть подкреплены товаром –> стимулировать производство через стимулирование инвестиций- >что приводит к уменьшению % ставки!!!
ТЕМА: Безработица.Регулирование занятости.
Вопрос 1. Предмет курса «налоги и налогообложение»
Предметом курса "Налоги и налогообложение" является изучение сущности, видов налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, а также особенностей налогообложения.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и их должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогообложение — это совокупность мероприятий по взиманию налогов и сборов, осуществлению налоговой отчетности и налогового контроля, а также защите прав и законных интересов налогоплательщиков.
Признаками налога являются:
обязательность, т. е. налог:
• устанавливается государством вне зависимости от воли налогоплательщика и без заключения с ним договора (налоговые отношения не основаны на равенстве сторон);
• уплачивается налогоплательщиком добровольно, а в случае уклонения налогоплательщика от его уплаты - в принудительном порядке;
• безвозвратность, т. е. законно уплаченные налоги не возвращаются обратно налогоплательщику;
• безвозмездность, предполагающая:
• передачу налога государству в собственность без каких-либо компенсаций,
• благ или услуг налогоплательщику взамен этого платежа;
• отсутствие прямой личной заинтересованности плательщика, уплатившего налог;
• право налогоплательщика как члена общества на равный доступ к общественным благам за счет средств, собранных при налогообложении, не обусловленное уплатой налога конкретным налогоплательщиком;
• денежный характер, предполагающий отсутствие иных форм взимания налогов (товарами, работами, услугами и т. д.);
• принадлежность отчуждаемых денежных средств налогоплательщику на праве собственности, оперативного управления либо на праве хозяйственного ведения;
• публичное предназначение, предполагающее, что взимание налога является необходимым условием существования государства.
По своей сути к налогам близки сборы. Однако отличительными признаками сбора являются:
• разовый характер, т. е. отсутствие определенной периодичности уплаты;
• возмездность, т. е. наличие права плательщика сбора после его уплаты требовать от государственных органов (органов местного самоуправления) и их должностных лиц совершения юридически значимых действий (например, осуществить регистрацию, выдать разрешение);
• наличие возможности уплаты сбора третьими лицами, так как
отсутствует обязательность внесения сбора за счет денежных
средств, принадлежащих плательщику сбора на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
• наличие определенной цели — удовлетворение потребностей или
затрат какого-либо конкретного государственного органа.
Принципами налогообложения называются закрепленные в налоговом законодательстве основополагающие и руководящие исходные положения, отражающие сущность норм налогового права и основные направления налоговой политики государства в области регулирования налоговых правоотношений.
Система принципов налогообложения включает принципы:
экономические:
· равенство и справедливость (налогообложение должно быть всеобщим, а
налоги взиматься в соответствии с возможностями налогоплательщика);
· соразмерность (заключается в соотношении потребности в пополнении бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщика);
· эффективность (предполагает, что налогообложение не должно мешать развитию производства; при этом расходы государства при сборе налогов должны быть минимальными);
· множественность (наличие совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения). Применение данного принципа должно строиться на оптимальном сочетании прямых и косвенных налогов. При этом должно учитываться имущественное положение налогоплательщиков;
· всеобщность (заключается в обязанности каждого лица уплачивать законно установленные налоги, тем самым участвовать в финансировании государственных расходов);
организационные:
• универсализация (т. е. единство подхода к исчислению налогов вне зависимости от формы собственности, источника и места образования дохода);
• удобство взимания налога (предполагает удобные для налогоплательщика время и способы взимания конкретного налога);
• единство налоговой системы (вытекает из единства финансовой политики и экономического пространства государства);
• гласность (заключается в обязательном информировании налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, а также о порядке их исчисления и уплаты);
• определенность (налоговое законодательство должно доходчиво для налогоплательщиков определять все элементы налогообложения, исключая их произвольное толкование);
юридические:
• законодательная форма установления, изменения и отмены налогов;
• соблюдение налогового законодательства.
В налогообложении в основном применяется императивный метод, который изначально обязывает стороны налоговых правоотношений к определенному поведению.
В то же время сфере налогообложения присущи иногда начала диспозитивности — стороны сами могут выбирать, как поступать в отдельных прямо указанных в законе ситуациях (например - перейти на уплату социального налога вместо нескольких других налогов и др.).