Тема 1. Экономическая сущность налогов

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

Одинаково разрушительна для производителей ипотребителей

1)иногда рассматривается к положительное явление, если (и=1-1,5%).Стимулируют производителя.

2)перестает работать главный рын механизм – ценообразование. Цена перестает быть нормальным рыночным ориентиром.

 

Последствия

*бегство от денег – активнй посик товаров – владельцы денег сбрасывают деньги – денежное обращение заменяется к бартерным отношениям – хозяйственные связи прерываются. Прозводитель энергии не может получать различные товары как оплату за свой ресурс.

*обесцениваются налоговые поступления – налоги обесцениваются – казна в кач. Налога олучает обесцененные деньги – не может выполнить свои бязательсва.

*населению через снижение покупательной способности денег – снижение уровня и качества жизни .(беднейшие сло страдают больше всех!!! Они не держатсвои активы в золоте, валюте, недвижимости. Накопления пенсионеров и др слоев – обесценивается «буферная подушка», которая перестаю иметь покупательную способность)

 

БОРОТЬСЯ:

 

*необходимо сокращать расходы совокупные. Чтобы исчезло стремление тратить деньги и ожидание инфляции. –через повышение % ставок.Деньги становится выгоднее сохранять- «политика дорогих денег»

 

 

*деньги дложны быть подкреплены товаром –> стимулировать производство через стимулирование инвестиций- >что приводит к уменьшению % ставки!!!

 

 

ТЕМА: Безработица.Регулирование занятости.

Вопрос 1. Предмет курса «налоги и налогообложение»

 

Предметом курса "Налоги и налогообложение" является изучение сущности, видов налогов и сборов, существующих в Рос­сийской Федерации, а также особенностей налогообложения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз­мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственно­сти, хозяйственного ведения или оперативного управления де­нежных средств, в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и их должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогообложение — это совокупность мероприятий по взиманию налогов и сборов, осуществлению налоговой отчетности и на­логового контроля, а также защите прав и законных интересов налогоплательщиков.

Признаками налога являются:

обязательность, т. е. налог:

• устанавливается государством вне зависимости от воли на­логоплательщика и без заключения с ним договора (налого­вые отношения не основаны на равенстве сторон);

• уплачивается налогоплательщиком добровольно, а в случае уклонения налогоплательщика от его уплаты - в принуди­тельном порядке;

безвозвратность, т. е. законно уплаченные налоги не возвра­щаются обратно налогоплательщику;

безвозмездность, предполагающая:

• передачу налога государству в собственность без каких-либо компенсаций,

• благ или услуг налогоплательщику взамен это­го платежа;

• отсутствие прямой личной заинтересованности плательщи­ка, уплатившего налог;

• право налогоплательщика как члена общества на равный доступ к общественным благам за счет средств, собранных при налогообложении, не обусловленное уплатой налога конкретным налогоплательщиком;

денежный характер, предполагающий отсутствие иных форм взимания налогов (товарами, работами, услугами и т. д.);

принадлежность отчуждаемых денежных средств налогоплатель­щику на праве собственности, оперативного управления либо на праве хозяйственного ведения;

публичное предназначение, предполагающее, что взимание нало­га является необходимым условием существования государства.

По своей сути к налогам близки сборы. Однако отличительны­ми признаками сбора являются:

• разовый характер, т. е. отсутствие определенной периодично­сти уплаты;

• возмездность, т. е. наличие права плательщика сбора после его уплаты требовать от государственных органов (органов местного самоуправления) и их должностных лиц совершения юри­дически значимых действий (например, осуществить регистра­цию, выдать разрешение);

• наличие возможности уплаты сбора третьими лицами, так как
отсутствует обязательность внесения сбора за счет денежных
средств, принадлежащих плательщику сбора на праве собствен­ности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

• наличие определенной цели — удовлетворение потребностей или
затрат какого-либо конкретного государственного органа.

Принципами налогообложения называются закрепленные в на­логовом законодательстве основополагающие и руководящие исходные положения, отражающие сущность норм налогового права и основные направления налоговой политики государства в области регулирования налоговых правоотношений.

Система принципов налогообложения включает принципы:

экономические:

· равенство и справедливость (налогообложение должно быть всеобщим, а

налоги взиматься в соответствии с возмож­ностями налогоплательщика);

· соразмерность (заключается в соотношении потребности в пополнении бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщика);

· эффективность (предполагает, что налогообложение не долж­но мешать развитию производства; при этом расходы госу­дарства при сборе налогов должны быть минимальными);

· множественность (наличие совокупности дифференциро­ванных налогов и объектов налогообложения). Применение данного принципа должно строиться на оптимальном соче­тании прямых и косвенных налогов. При этом должно учи­тываться имущественное положение налогоплательщиков;

· всеобщность (заключается в обязанности каждого лица уп­лачивать законно установленные налоги, тем самым участ­вовать в финансировании государственных расходов);

организационные:

• универсализация (т. е. единство подхода к исчислению на­логов вне зависимости от формы собственности, источника и места образования дохода);

• удобство взимания налога (предполагает удобные для налого­плательщика время и способы взимания конкретного налога);

• единство налоговой системы (вытекает из единства финансо­вой политики и экономического пространства государства);

• гласность (заключается в обязательном информировании налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, а также о порядке их исчисления и уплаты);

• определенность (налоговое законодательство должно доход­чиво для налогоплательщиков определять все элементы на­логообложения, исключая их произвольное толкование);

юридические:

• законодательная форма установления, изменения и отмены налогов;

• соблюдение налогового законодательства.

В налогообложении в основном применяется императивный метод, который изначально обязывает стороны налоговых право­отношений к определенному поведению.

В то же время сфере налогообложения присущи иногда начала диспозитивности — стороны сами могут выбирать, как посту­пать в отдельных прямо указанных в законе ситуациях (напри­мер - перейти на уплату социального налога вместо нескольких других налогов и др.).