Структура и формы информационной культуры

Проблемы информационного неравенства

Диалектическое единство информации и культуры

Структура, формы, уровни информационной культуры

Структура информационной культуры включает:

· анализ и синтез полученной информации;

· умение выделять главное из множества второстепенного;

· переработку (осмысление) информации;

· запоминание информационных единиц;

· дальнейшее восстановление в памяти;

· превращение полученной информации в собственное знание;

· процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Формирование информационной культуры имеет свои особенности:

· инициативность, умение самим находить решение своих проблем;

· способность после минимальной адаптации на производстве выполнять обязанности на любом участке работы;

· интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая культура,

· эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

· умение самостоятельного анализа информационной ситуации;

· ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;

· умение моделировать процессы, психологическая адаптация;

· способность решать проблемы, умение руководить;

· инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

· психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

В большинстве точек зрения наиболее четко просматриваются две позиции:

1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист;

2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Информационная культура выступает в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д., которые, в свою очередь, имеют дальнейшее членение. Так, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования информации, информационное поведение и отражает приоритеты руководителей компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

1. Функциональная культура. В таких организациях информацию используют прежде всего для влияния на других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными и влиять на них. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.

3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие ищут информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.

4. Культура открытости. Здесь менеджеры и служащие открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен, ищут способы прорыва к конкурентоспособности. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции новых рынков и отраслей. Подобной компанией является корпорация Microsoft, которая одновременно конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции, чем радикально изменила традиционное представление о производителе программного обеспечения. Компания не просто предвидит изменения или адаптируется к ним, но перекраивает саму базу конкуренции в самых разных отраслях. Немало компаний обладают "зонами" культуры открытости, где собирают и обрабатывают информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но пока что есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру нововведений неотъемлемой частью своей стратегии.

В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:

1. Информационная культура личности.

2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).

3. Информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. Выделяют три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки.

Информационная культура отдельных групп сообществапроявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

Говоря об информационной культуре общества в целом, необходимо выделить и рассмотреть основные этапы развития истории цивилизации. История информационной культуры насчитывает тысячелетия. В разное время её потрясали информационные кризисы. Появление письменности принято называть первой информационной революцией,«приведшей к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям».

Второй информационной революцией явилось изобретение книгопечатания (середина XVI в).

Очередной информационный кризис, названный третьей информационной революцией обусловлен изобретением электричества (конец XIX в).

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в) связана с появлением компьютерных технологий. Произошедшие информационные революции повлекли за собой преобразования общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Современная информационная культура общества вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их в единое целое.

На сегодняшний день нам наиболее близко определение, в котором информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации». Для гармоничного развития личности в условиях современного информационного общества человек должен

1. Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией.

2. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям.

3. Иметь мировоззрение информационного общества.