Функции.

Выражения.

Конструкции языка.

Константы - величины, значения которых в процессе выполнения программы не меняются. Различают константы:

Числовые:

· Целые. Например, -123 4321

· Действительные (вещественные)

o В форме записи с фиксированной точкой. Например, -12.34 (десятичная точка отделяет целую часть числа от дробной).

o В форме записи с плавающей точкой (экспоненциальная форма). Например, 12345 1.2345Е4, 0.000001 1Е-5 (где Е=10 - основание десятичной системы счисления).

o Удвоенной точности.

Диапазоны представления констант зависят от класса ЭВМ.

Текстовые (символьные) - набор символов, ограниченных с обеих сторон кавычками. Длина символьной константы составляет не более 255 символов, включая символы пробела. Например, "К О М П Ь Ю Т Е Р", "гр. 20-Эк-11"

Логические, которые задаются одним из логических значений: TRUE (истина) или FALSE (ложь).

Переменные - величины, которые изменяют свое значение в процессе выполнения программы. Каждой переменной в программе присваивается свое имя (идентификатор), состоящее из букв и цифр. Имя переменной должно начинаться с буквы и не должно превышать 46 символов. Желательно, чтобы количество символов в имени было минимальным. В качестве имени переменной не должны использоваться служебные слова языка. Переменные в программе могут быть числовые (целочисленные, например: N% и действительные Х, Х0SUM), текстовые, логические.

Выражение - это некоторая последовательная запись констант, переменных, функций, разделенных знаками операций и круглыми скобками.

Примеры:

математическая запись на языке Бэйсик

ax^3-bx+c A*X^3-B*X+C

Правила записи выражений:

а) все знаки операций должны быть записаны явно;

б) очередность операций определяется круглыми скобками. Если скобки отсутствуют, то операции выполняются в такой последовательности:

- вычисление значений функции;

- возведение в степень;

- умножение и деление;

- сложение и вычитание

в) 2 знака арифметических действий не должны стоять рядом.

Допустим следующий порядок выполнения логических операций: 1-OR, 2-NOT, 3-AND.

Функция задается с помощью указателя функции, который записывается в виде имени функции и параметра (аргумента), заключенного в круглые скобки. Аргумент тригонометрической функции должен быть задан в радианах, а не в градусах (знач. в рад. = знач. в град.*)

Примеры:

математическая запись на языке Бэйсик

SIN(X)^2-COS(X^2)

SQR(X)

Имена стандартных функций приведены в табл.1.

Таблица 1.

 

Функция Значение
SGN (X)     ABS (X)   INT (X)   SIN (X) COS (X) ATN(X) Функция знака. Результат функции, если Х - положительный аргумент,(+1); если Х - отрицательный аргумент,(-1); Х - нулевой аргумент,0. Функция "Абсолютная величина". Определяет абсолютное значение аргумента Х. Целочисленная функция. Определяет целую часть аргумента Х. Функция синуса. Вычисляет синус аргумента Х. Функция косинуса. Вычисляет косинус аргумента Х. Функция арктангенса. Вычисляет арктангенс аргумента Х.
SQR(X)   EXP(X)   LOG(X)   LOG10(X)   RND(X)   TAN(X) a MOD b   FIX(a) CINT(a) TAB(n)   SCREEN(S,P)a   POINT(x,y)   LEFT$(S$,n) RIGHT$(S$,n)   MID$(S$,p,n) LEN(S$) Функция квадратного корня. Вычисляет квадратный корень положительного аргумента Х. Экспоненциальная функция. Вычисляет показательную функцию е^x, где е=2.71828, (х(max)=87). Функция натурального логарифма. Вычисляет натуральный логарифм аргумента (аргумент должен быть положительным). Функция десятичного логарифма. Вычисляет десятичный логарифм аргумента Х (аргумент должен быть положительным). Функция случайных чисел. Генерирует псевдослучайное число или совокупность чисел в интервале (0 - 1). Значение аргумента Х игнорируется. Функция генерирует один и тот же список чисел при многократном выполнении программы. Функция тангенса. Вычисляет тангенс аргумента Х. Определяет остаток от деления а на b. Пример, Y=A MOD (B+2) Отбрасывание дробной части числа а. Округление числа а. Пример, A=CINT(p*q+INT(q^2)). Подведение курсора к столбцу с номером n. Используется вместе с PRINT. Пример, PRINT TAB(10);"*" Определение кода символа "b" в строке S, позиции P, если "а"не равно нулю, то определяется цвет символа, фона, оконтовки. Определение цвета точки с координатами x,y. Пример, PRINT POINT(1,1). Выделение n символов с начала строки S$. Пример, a$=LEFT(f$,7). Выделение n символов с конца строки. Пример, sd $=S$+RIGHT(d$,2). Выделение n символов с позиции p. Пример, a$=MID$(ph$,2,4). Значение функции равно количеству символов в строке S$.