Управление денежными активами
Форфейтинг
Лекция 24.10.11
Факторинг –осуществляемая на договорной основе сделка, в которой одна сторона получает от финансового агента денежные средства, передавая последнему свои денежные права требования в отношении третьих лиц.
Предмет – существующее требования.
1. По месту нахождения страны участника:
§ Внутренний
§ Международный
2. Осведомление участника об участии фактора в сделке:
§ Открытый
§ Закрытый
3. В зависимости от объема рисков:
§ С регрессом (если ден. средства не поступили фактору в назначенный срок, то агент может требовать их с поставщика)
§ Без регресса (ответственность ложится только на фактор)
Механизм осуществления факторинга:
Между финансовым агентом и клиентом (поставщиком)
Передает денежные средства вследствие денежного требования клиента
Россия находится на 24 месте по темпам прироста рынка факторинга
Проблемы:
Высокие ставки
Отсутствие единых стандартов
Перспективы:
Лидеры по операциям - ОАО «Промсвязьбанк» и ООО ФК «Лайф»
1. Подписание контракта
2. Отгрузка товара
3. Выпуск простого векселя форфейтеру
4. Аваль векселя
5. Передача векселя с копиями документов форфейтеру
6. Подтверждение достоверности
7. Платеж форфейтера экспортеру
8. Платеж по векселю
Достоинства– фиксированная процентная ставка
1. Оперативность и простота оформления вексельных долговых документов
2. Возможность для покупателя не тратить деньги на управление долгом а также на организацию его погашения
3. Предварительный опцион на погашение
Недостатки:
1. Банк получает за услуги гораздо больший процент
2. Могут возникнуть трудности с поиском гаранта
3. % ставки больше, чем при других видах кредитования, заемщик не несет расходов на страхование
4. Покупатель несет ответственность по обеспечению действительности долговых инструментов
5. Внутренний регламент – 1 месяц
Отличия форфейтинга от факторинга:
1. Невозможность регресса относительно экспортера
2. Форфейтинг осущ. только при содействии банка и специального финн. института
3. Продается только одно требование
4. Требования должны носить средний и долгосрочный характер
5. Форфейтер берет на себя практический риски
6. Выплата полной цены требования
7. Наличие банковской …
К денежным активам относятся:
§ Наличные денежные средства в кассе
§ Безналичные на расчетных счетах, депозитных и валютных
С позиции форм накопления:
§ ДА в национальной вал
§ ДА в иностранной валюте
§ Резервные ДА в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений
ДА, обеспечивающие платежеспособность
§ Денежные средства в кассе
§ На расчетном счете
§ На специальных счетах (депозитный, валютный)
§ В пути
Движение денежной наличности на предприятии:
Классификация платежей:
§ Прогнозируемые – планировать с высокой вероятностью за 3-4 недели до момента исполнения (арендная плата, коммунальные платежи, расчет по кредитам)
§ Текущие – планируются за 2 недели до наступления срока оплату (Командировочные расходы, на оборудование, таможенные платежи)
§ Оперативные – не более чем за 1 день
§ Аварийные – предвидеть нельзя
Приоритетность платежей:
§ Первоочередные платежи – расчеты с налоговыми органами и банками, З/П
§ Платежи второй очереди – выплаты контрагентам, поставляющим ресурсы для основного производства, оплата общехозяйственных расходов
§ Платежи третьей очереди – представительские расходы, оплату обучения сотрудников, консалтинговых, юридических и аудиторских услуг
Факторы, влияющие на формирование денежных потоков:
Внутренние факторы:
§ Жизненный цикл предприятия
§ Продолжительность операционного цикла
§ Сезонность производства и реализации
§ Неотложность инвестиционных программ
§ Амортизационная политика
§ Коэффициент операционного левериджа
§ Финансовый менталитет владельцев
Внешние:
§ Конъюнктура товарного рынка
§ Фондового рынка система налогообложения предпр
§ Система кредитования поставщиков и покуп
§ Система расчетов операций
§ Доступность финансового кредита
Управление ДА необходимо для:
1. Регулирования ликвидности баланса
2. Оптимизации ОА
3. Планирования временных параметров капитальных затрат и источников их финансирования
4. Управление текущими расходами и их оптимизация в процессе производства и реализации ГП
5. Прогноза экономического роста
Политика управления денежными активами – представляет собой часть общей политики управления ОА предприятия, заключающуюся в оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.
Этапы формирования политики управления ДА:
1. Анализ ДА предприятия в предшествующем периоде:
a) оценивается степень (коэф) участия ДА в оборотном капитале (КУда) и его динамика в предшествующем периоде
ДА – средний остаток совокупных ДА предприятия в рассматриваемом периоде
ОА – Средняя сумма ОА в рассматриваемом периоде
б) определяется средний период оборота (Пода) и количество оборотов среднего остатка ДА (Кода) в рассматриваемом периоде:
Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции
РДАо – однодневный объем расходования ДС
Ор – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде
РДА – общий объем расходования ДС в рассм периоде
ДА – средний остаток совокупных ДА предприятия в рассм периоде
в) определяется уровень абсолютной платежеспособности предприятия по отдельным месяцам предшествующего периода
г) определяется уровень отвлечения свободного остатка ДА в КФВ (УОкфв) и коэф рентабельности КФВ (КРкфв)
КФВ – средний остаток ДА в форме КФВ
ДА – средний остаток совокупных ДА
П – сумма прибыли, полученная предприятием от краткосрочного инвестирования свободных ДА