Модернистские течения в 20-50-е годы: рождение литературы трагедийного (экзистенциального) мироощущения

В литературе трагедийного мироощущения существует другая система ценностей. Герой – экзистенциальная личность, который ориентируется только на индивидуальные ценности, он сам их формирует, осознавая себя причастным к мировой христианской гуманистической культуре. Их мироощущение трагично.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Один из ведущих художников 20-го века, литературы середины века. Это художник осевой. Как и Андрей Платонов. Они выразили альтернативные тенденции эпохи. Произведения Булгакова не были приняты эпохой, не был понятым, он был отторгнут. Но некоторые его произведения были напечатаны: «Белая гвардия» в сокращении, пьеса «Дни Турбиных» была поставлена. Но главные произведения Булгакова появились только в печати в 60-е года. Булгаков, как и Платонов был подвергнут резкой критике.

Он собирал о себе рецензии, его оскорбляли безжалостно и неутомимо, о нем писали доносные письма, коллективные письма от имени комсомольцев. В этом он тоже схож с Платоновым.

Мироощущение и миросозерцание Булгакова обусловлено его происхождением и образованием. Михаил Булгаков родился в Киеве, в семье священника, профессора богословий, рос в среде приобщения к культурным ценностям. Это была многодетная и дружная семья. Его семья был культурной средой, они ставили домашние спектакли, там исполнялись оперы. В романах очень много музыкальных, культурных реалий.

Образование: Булгаков – врач по образованию., он учился на медицинском, он его не окончил из-за войны, он служил в армии врачом, эта профессия определила идею милосердия и ценности человеческой жизни. Однако эти годы жизни он отметает и появляется в Москве с начала 20-х годов как литератор, начинает писать во многих газетах. Булгаков не скрывал и не прятал свое мировоззрение. Поэтому он оказывается почти физически уничтоженным. Булгаков оказался вне квартиры, вне возможности питания, он просится заграницу. «Мне предлагали перекраситься, но я отказался. Перекрашенный волк он все равно волк».

После всех событий обращается к правительству, после личного разговора со Сталиным Булгаков получает должность младшего режиссера. Пишет либретто, выпускает ЖЗЛ.

Мировоззрение и эстетика Булгакова

В этих письмах к правительству он излагает свои эстетические принципы. Это и эстетический манифест.

1. Михаил Булгаков относился двойственно к революции: он не борется против революции, потому что этому невозможно противостоять личностно. Вместе с тем Булгаков противопоставлял революции Великую Эволюцию. Революция – это только способ перераспределения материальных благ. Великая эволюция – это накопление материальных и духовных ценностей, которое может лежать в основе развития мира. Революция ничего не меняет. Булгаковская пьеса называется «Багровый остров» - пародия на революция, два племени дикарей, где один у другого отобрал ценности и стал богатым.

2. Булгаков не верит в созидательные возможности народа, у него к нему негативное отношение. Народ – косная, стихийная сила, находящаяся в не нравственной парадигмы. Народ тьма египетская. Народ – всегда одинаков. Народу Булгаков противопоставляет интеллигенции. Как высший слой нации, это главная культурная основа. Высшая роль в развитии мира он отводит художнику.

3. Булгаков занимал особую позицию в литературном процессе 20-х годов, он занимал в обществе внеклассовую позицию, общечеловеческую, которая была неприемлема. Он сохранял своим обликом традиции русской культуре, своими произведениями. Ориентируется на Толстого, на Пушкина. Старается противостоять нигилизму в литературе, оказывается над схваткой. Вне литературной борьбы, оказывается одинок.

Периодизация творчества:

1. Ранний Булгаков – роман «Белая гвардия» (первая половина 20-х годов)

2. Появление сатиры – 1925-1930-е годы, драматургия. Сатирические повести

3. 30-е годы – зрелый Булгаков – романы. В поле романа находится и драматургия. Роман «Мастер и Маргарита». Усиление философской проблематики.

Основные проблемы в творчестве

Главная проблема – Россия и социальная революция.

Содержание творчества – это развенчание революционной концепции преобразования общества, он обнажает ее морально-этическую и онтологическую несостоятельность с позиции христианско-гуманистической культуры.

1. Интеллигенция и революция

2. Революция и культура

3. Художник и возможности его существования в истории и вечности

Ранний Булгаков –это роман «Белая гвардия». Роман – это первая часть задуманной писателем трилогии. Он хотел написать нечто вроде войны и мира, постичь душу русской усобицы, задумывал эпопею. Но остановился на первой части. Что объясняет нам художественную незавершенность сюжета. Это роман о судьбе интеллигенции в ситуации исторической смуты, катастрофы. Катастрофа у Булгакова – это христианское понятие. В романе Булгаков развивает христианскую концепцию истории. На такое токование указывает эпиграф. Первый взят из Пушкина, из Капитанской дочки. Второй – «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» - из Нового Завета, из Апокалипсиса. Эти эпиграфы обозначают и эстетику романа. Это и реализм (Пушкин). Второй эпиграф подразумевает, что это событие и сверхреальное, указывает на модернистскую эстетику романа. Метель и пушкинская, и блоковская. Земные события – это отражение космических явлений. Происходящее – это исполнение пророчеств, о которых было написано в книгах, поэтому второй эпиграф не имеет автора, потому что подразумевается, что все знают, потому что великие книги сами собой открываются в великую годину испытаний.

Космические светила – над землей взошли две звезды – кровавый марс и Венера. На такое прочтение указывает нам и дата романа: 1918. Эсхатология и конец мира. Понимание Апокалипсиса в романе – роман включает прямую цитация нового завета, откровений Иоанна богослова. Библейские фрагменты входят и через сознания отдельных персонажей. Для Булгакова это осознает судный день. Испытания, выход к новому состоянию. В земной истории идет борьба за город. Смута в городе начинает вдруг, выстрел – выходит узник Петлюра – войска входят в город. Город подразумевается Киев, при этом – это некоторая модель цивилизации. Петлюра, большевики, немцы – нападают. Петлюра так же резко исчезает, как и появляется. Это значит. Что люди – пешки, марионетки, в роман входит мотив шахматной игры и оперетки. В таком понимании истории Булгаков и рассматривает судьбу персонажей. Главная проблема – проблема опрокидывания культурного космоса силами хаоса. Город – это сад, это стабильное существование – это космос. В центре – гора. На горе – памятники Владимиру, когда начинается история – это все подвержено разрушению. Булгаков показывает трагедию этих преобразований. Он полемизирует с другими варрантами изображения революции в литературе. Народный бунт – это величайшая трагедия. Во –первых, это когда кадетов, еще не обученных бросают в пекло и они все уничтожаются. Офицерам, которые защищают город, им вырезают звезды на спине, трагедия кровопролития. Бессудные расправы – случайные жертвы на улицах.

Через авторское сознание – дешева кровь на украинских полях, а кто за нее заплатит? Трагедия кровопролития усиливается к концу романа, завершаются эти события еврейскими погромами.

Смута в представлении Булгакова – это разрушение государственности. Потому что это рассвет мародерства и преступности.

Булгаков говорит о безнравственности вождей народной армии, сам Петлюра – это бес. Но в этой армии оказываются и учителя. Вес те, кто оказывается вокруг Петлюры они все равно оказываются людьми, разжигающими смуту.

Булгаков включает русскую литературу как предмет чтения персонажей. Наиболее близкими Турбину становятся Толстой, Бунин, Достоевский. Турбин полемизирует с Толстым.

Булгаков солидаризируется с Пушкиным: не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Неприятие народного бунта.

Вторая проблема – проблема самоопределения личности в ситуации революции. Булгаков предлагает два варианта:

1. Эгоистический (ставка, Тамплер)

2. Путь исполнения долга (связь с эпиграфом)- недопустимость утраты четси в ситуации исторической усобицы (Белая гвардия, офицеры Малышев, Найнтурс, Мышлаевский)

Во всех произведениях осуществляется эти два выбора. Центральная идея – утверждения людей, которые смогли возглавить армию. Малышев предлагает сдать город. Малышев распускает армию, его пытаются арестовать и убить, потому что все готовы защищать, но защищать нечего, город захвачен. Малышев одновременно думает о людях.

Главные герои – Трубины. Алексей Турбин. Его сюжетная линия – это и есть тот выбор, который утверждает Булгаков. С семьей Трубиных в роман входит тема дома. Это семейный роман. Семья – это некий, исторически сложившийся феномен, дом – это символ гармонии и уюта. Этот дом является неповторимым, связан с традицией русской культуры, все в доме ценно, неповторимо, неуничтожимо. Этот дом – символ человеческих связей, всем здесь есть место. Дом у Булгакова значим в аспекте литературного процесса. Литература 20-х годов ориентирована на разрыв с домом. Булгаков почти единственный писатель, который утверждает ценности дома, семьи. Однако дом Булгакова есть только в романе «Белая гвардия». Дом сменяет квартира. Дом Турбиных находится на склоне, там Алексеевский спуск – это псевдотопос. Дом связан с русской культурой и государственностью, поэтому герои и выступают защитниками русской культуры. Алексей видит сон, в котором происходят события второй части.

Сюжетная линия Алексея вынесена в центр, он вольноопределяющийся, он может не участвовать в исторических событиях, однако для Булгакова эта позиция неприемлема. Алексею противопоставлен Лариос, родственник, приехавший из-за границы. Другой антагонист – Василиса – он паразитирует на Турбиных. С Алексеем входит тема вины и искупления. Тема испытания. Алексей Турбин ранен, болезнь его – это важная ситуация романа. Он ранен дворником, Булгаков вводит проблема каиного греха нации. За любое убийство человек будет наказан. Алексей наказ за то, что он убил серого человека, спасая свою жизнь. Спасет Турбин чудом. Лена в молитве отдает мужа за брата. Муж Лены находит богатую невесту. Каиный грех – это грех братоубийства. Идея недопустимости убийства человека будет поставлена в раннем рассказе «Красная корона».

Алексей Турбин в романе сопротивопоставлен со своим главным антагонистом – Шполянскому. Турбин и Шполянский. Они сопоставлены по профессии, по мировоззрению, по роли в смуте, они образуют треугольник. Алексей – врач, он утверждает христианские ценности. Шполянский – марксист, большевик. От приехал из Питера. Он приехал сюда для разжигания розни и кровопролития: «Я давно не кидал бомб». При этом он остается неведомым, неизвестным. Шполянский – филолог, литератор, он связан с Петлюрой, он занимает Гоголем, пишет стихи. Он организует кафе молодых поэтов. Шполянский футурист. Оба они раскрываются во влиянии на молодое поколение. Молодой поэт посещает заведение Шполянского-циника. В результате поэт заболевает сифилисом, приходит лечиться к Трубину, Шполянский растлевает его, а Турбин спасает. Красная зараза связана с Москвой, она трудно излечима именно поэт и будет читать Библию. Он от коммунистического мировоззрения уходит к Библии. Шполянский бросает Юлию, он человек временный. Турбин относится к ней иначе. В финале романа герои собираются у елки, роман завершается на Сретение, христианский календарь движет сюжет романа. Сретенье подразумевает встречу старого с новым. Они собираются у печки, в рамках своих ценностей. Мир изменился, Турбины отказываются от идеи самодержавия, но изменения их происходят не внешне, а внутренне, духовно. Они все еще заблудившиеся путники в истории. Надписи на голландских изразцах исчезают, остается только одна – «Лена, я взял билеты на Аиду» - все проходит, остаются только ценности культуры и истории. Но Аида написана так «на Аид…» - угроза существования Трубиных. Роман завершается идиллически – столкновение героев с историей завершается в рамках идеи мира и любви, потому что братья обрели новую любовь.

Авторский взгляд – с христианских позиций. Исполнение предсказания в великих книгах, в Библии – это события революции и войны. В таком понимании истории главная проблема – это проблема насилия и милосердия. Недопустимость братоубийство. Булгаков рядом с Пушкиным. У Булгакова человек в хаосе, он бессилен, он не может управлять историей. Человеку остается только сохранить свое человеческое достоинство. С этим связана идея недопустимости утраты чести.

Проблема революции и культуры. Это ключевая проблема. Слово культура многопланово: один пласт – разрушение города как культурного центра, Киев – мать городов русских. Трагедия в том, что культура разрушается. Во-вторых, культура – это пласт духовных ценностей Турбиных. Третий пласт – идея неуничтожимости культуры. Культура – это ось истории, стержень, основа истории. Город уже превращен в Ад («Аида»).

Булгаков заканчивает роман снами героев, им дарован покой. Сны в мире Булгакова – это знак духовности личности, сны пророческие, это провидение своей судьбы. Это связь с метафизическим, потусторонним. Сон Алексея Турбина. Однако в сны вторгается страшное, потому что они видят смерть свою во сне. Лена видит Николку, видит, что на нем появляется красная корона. Это мотив смерти у Булгакова. Мотив безумия, мотив слепоты, мотив сна, раскаяния, расплаты. Подчеркнута идея братства и братьев. Сон видит и Василиса. Это человек материального сознания. Сон видит и большевик, сон его о мечте о деревне. Счастливый сон видит только Петька, он видит земной шар.

В финале появляется сознание повествователя. Через его сознание появляется образ божьего мира. Булгаков протягивает нити между земными ценностями и высшими ценностями. Мир совершенен, а на земле идет война.

Булгаков рассматривает героев в границах их конкретной земной жизни. Жизнь героев в рамках вечности. Булгаков говорит о неминуемости смерти, это тоже связано с идеей мира. «Почему мы не хотим обратить наш взгляд на звезды?».

Образ Владимирской горки, Христа. Центр Киева – Владимирская горка. Владимир держит крест – это знак спасения для тех, кто плывет по реке. Но перекладина креста вдруг поворачивалась и крест превращался в меч. Булгаков ставит проблему дальнейшей судьбы героев. «Последняя ночь рассветало» - смерть.