Правовой нигилизм

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к со­жалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он под­чиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сде­лать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительст­во» (ГерценА.И. Соч. Т. 7. М., 1950. С. 251.)

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма в общем-то не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме — в смысле права человека» (Маркс К., Энгельс. Ф. Немецкая идеология. М., 1988. С. 186).

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обо­снование правового нигилизма, когда ученые, философы, полито­логи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская рево­люция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населе­ния, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступ­ную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должных лиц, например органов без­опасности, тюремной администрации и т.д., в проведении госу­дарственной политики на уголовные элементы).

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспро­изводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь пози­тивное отношение к праву и среди населения, поскольку под пра­вом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными ак­тами. И тогда в обществе складывается широко распространен­ный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблю­даются государственными же органами; ведомственными и долж­ностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяс­нения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ве­домственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо про­тивоположное явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возмож­ностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвеще­ния считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и пра­вовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.