Виды правосознания

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рас­смотреть его разновидности. Основаниями разделения правосозна­ния на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную харак­теристику. По данным критериям правосознание подразделяется на три уровня.

Первый уровеньобыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями:

какую-то информацию получают из средств массовой информа­ции, наблюдают юридическую деятельность государственных ор­ганов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем право­сознания характерно знание общих принципов права, здесь пра­вовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представ­лениями.

Второй уровеньпрофессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществле­ния практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Формированию профессионального правосозна­ния должно быть уделено особое внимание в современных усло­виях. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и право­применении — одна из бед нашего общества.

Третий уровеньэто научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на коллективное и индивидуальное.

Одним из видов коллективного правосознания является груп­повое правосознание, т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессио­нальных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социаль­ной группы может существенно отличаться от правосознания дру­гой. Например, резко отличительные различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоре­чиями. Так, в марксистско-ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуата­торов и эксплуатируемых. Можно увидеть различия в правосо­знании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональ­ном правосознании юристов разной специализации — работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Для характеристики макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общест­венное правосознание». Сюда же можно отнести правовые воззре­ния наций и народностей.

Например, рядом особенностей отличается правосознание рос­сийского общества. К.Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридичес­кий быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета. Русскому народу присущ взгляд на право как на обя­зательные предписания стоящих на вершине власти людей, что свойственно для обществ патриархального типа.

Вл. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления мини­мального добра. Такое понимание права характерно для феодаль­ных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тота­литарных государств, где право существует для пресечения дея­ний порочных, нерадивых, злых.

Российскому обществу свойственна подмена правосознания этическими воззрениями. В течение столетий идеи права и свобо­ды, правового государства и прав личности не имели места в рус­ском историческом опыте. Российскому общественному сознанию присущи правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. Со­ловьев иронически замечает, что если общественный договор по-европейски — это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски — это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности при нарушении закона.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей нельзя забывать громадный вклад русских юристов — ученых и практиков в дело формирования права и правосознания в России в конце XIX — начале XX в. Но процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 г. Существенный урон зарождающемуся рос­сийскому правосознанию нанесла марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания.

В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значи­мость. Для российского общества актуальной является задача раз­работать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка.