Новокрестьянская поэзия

Эстетические картины мира в литературе 20-х 50-х годов

1. Социальный реализм

2. Литература онтологического проектирования

3. Неокрестьянская поэзия

4. Модернистские течения: литература трагедийного ощущения.

5. Реалистическая эстетика

Это образы мира в картине реальности. Они отличаются философскими основами, концепцией человека, проблематикой, поэтикой.

Ведущее место в литературном процессе 20-х годов занимают течения, которые совпадают с ключевыми идеями эпохи. Поэтому на первом месте – это социалистический реализм. Марксизм – философская база, в системе представления есть только единая реальность, эмпирическая. Человек - социальная личность, которая реализуется в творческом деянии. Мир преобразуем и человек способен его изменить. Человек – классовый, идеологический герой.

К этой литературе примыкает литература онтологического проектирования. Эта картина мира в каких-то моментах может пересекаться с оптимистической идеей веры в возможность изменения мира. В отличие от первой картины мира – основа – русская религиозная философия, космическая. Эта картина мира выражена в творчестве прежде всего Андрея Платонова. Леонид Леонов, Николай Заболоцкий, Михаил Пришвин. Они как бы оспаривают то, о чем говорит социальный реализм. Герой – совсем иной, онтологическая личность – в центре, которая понимает человека, как существо природное, которое решает задачи онтологические – сохранение бытия как такового. Проблемы природы и цивилизации. Что выше? Природа.

Это художники, которые занимают особое место, потому что они опираются на славянскую мифологию. Сергей Есенин и все поэты, связанные с крестьянскими корнями. Николай Клюев, Сергей Клычков. Они утверждают ценности природного мира, а человека рассматривают как часть универсума. Они были вытеснены цивилизацией, но они выразили религиозное сознание и мировоззрение. Для них недопустима идея изменения природы, она совершенна. Мифологические представления о мире, старообрядческие ценности, природа несказанная, неизреченная. Человек – природная личность. Лирический жанр - песня.

В ситуации строительства нового мира особняком стоят художники, которые вышли из Серебряного века и которые развивали модернизм в своем творчестве. Художники. Которые были чужими, в новой исторической реальности. Ахматова, Пастернак, Цветаева, Булгаков. Они оказались в трагической ситуации. Рождение литературы экзистенциального, трагедийного мироощущения. Осознание обреченности, шаткости своего положения.

Философская основа – русская космическая философия. Они исходят из того, что мир двуедин, что мир создан божественно и что человек – продукт высшего разума, сознания. Вот эта метафизика будет ярко выражена в «Поэме Воздуха» Цветаевой. Есть что-то недоступное, высшее. Мы – есть чье-то творение. Живя в ситуации советского общества, они развивали иную концепцию человека – экзистенциальная личность – человек, который не социальный закон выполняет, а который сам полагает смыслы своей жизни. Он отметает ценности эпохи, живет по своим законам и принципам. Лирические героини Цветаевой и Ахматовой. Герой – человек культуры. Особое место занимает Булгаков – совмещение бытовых реалий с мистическими. В основе сознания Булгакова находится так же идеалистическая философия. У них будут подниматься другие проблемы: трагедия мыслящей личности в сталинскую эпоху, которая пренебрегает стадностью.

Все эти пять картин мира – это не реализм.