Стратегии бизнес-единиц диверсифицированной компании

22.

Литература

Вопросы для самопроверки

Выводы по теме

Важнейшей задачей высшего руководства диверсифицированной компании является разработка и реализация стратегии, направленной на сохранение и улучшение общей привлекательности корпорации и укрепление конкурентных позиций ее бизнес-единиц.

Ответы на вышеперечисленные вопросы определяются на основе проведения стратегического анализа, включающего следующие этапы:

1) анализ реализуемой стратегии;

2) анализ привлекательности отраслей;

3) анализ конкурентоспособности бизнес-единиц;

4) анализ стратегического положения бизнес-единиц.

Анализ реализуемой (действующей) стратегии проводится для получения ясного представления об ее приоритетах, сильных и слабых сторонах. Включает исследование следующих параметров:

1) масштаба диверсификации;

2) характера диверсификации;

3) географии операций;

4) наличия в бизнес-портфеле бизнес-единиц, работающих в формирующихся и динамичных отраслях;

5) наличия в бизнес-портфеле слабых или непривлекательных подразделений;

6) позиций и производительности бизнес-единиц, работающих в ключевых отраслях;

7) процента капитальных вложений в каждое подразделение в предыдущие годы как показателя приоритетных направлений развития корпорации.

Перспективы прибыльности корпорации напрямую зависят от привлекательности отрасли, оцениваемой по трем параметрам:

1) привлекательность каждой отдельной отрасли;

2) относительная привлекательность отраслей;

3) общая привлекательность всех отраслей.

Анализ конкурентоспособности бизнес-единиц нацелен на определение их внутриотраслевого конкурентного положения и возможности превращения их в сильных конкурентов.

На основе результатов анализа привлекательности отраслей и конкурентоспособности бизнес-единиц определяется стратегическое положение каждого подразделения диверсифицированной компании. Для этого используется матрица Мак-Кинси—General Electric («привлекательность отрасли — конкурентоспособность подразделения»).

1. Назовите основные этапы стратегического анализа диверсифицированной компании.

2. Какие параметры исследуются при проведении анализа реализуемой стратегии?

3. По каким параметрам происходит анализ и сопоставление отраслей, в которых работает диверсифицированная компания?

4. На что направлен анализ конкурентоспособности бизнес-единиц?

5. Опишите механизм использования матрицы Мак-Кинси при определении стратегического положения бизнес-единиц диверсифицированной компании.

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.