Стратегии бизнес-единиц диверсифицированной компании
22.
Литература
Вопросы для самопроверки
Выводы по теме
Важнейшей задачей высшего руководства диверсифицированной компании является разработка и реализация стратегии, направленной на сохранение и улучшение общей привлекательности корпорации и укрепление конкурентных позиций ее бизнес-единиц.
Ответы на вышеперечисленные вопросы определяются на основе проведения стратегического анализа, включающего следующие этапы:
1) анализ реализуемой стратегии;
2) анализ привлекательности отраслей;
3) анализ конкурентоспособности бизнес-единиц;
4) анализ стратегического положения бизнес-единиц.
Анализ реализуемой (действующей) стратегии проводится для получения ясного представления об ее приоритетах, сильных и слабых сторонах. Включает исследование следующих параметров:
1) масштаба диверсификации;
2) характера диверсификации;
3) географии операций;
4) наличия в бизнес-портфеле бизнес-единиц, работающих в формирующихся и динамичных отраслях;
5) наличия в бизнес-портфеле слабых или непривлекательных подразделений;
6) позиций и производительности бизнес-единиц, работающих в ключевых отраслях;
7) процента капитальных вложений в каждое подразделение в предыдущие годы как показателя приоритетных направлений развития корпорации.
Перспективы прибыльности корпорации напрямую зависят от привлекательности отрасли, оцениваемой по трем параметрам:
1) привлекательность каждой отдельной отрасли;
2) относительная привлекательность отраслей;
3) общая привлекательность всех отраслей.
Анализ конкурентоспособности бизнес-единиц нацелен на определение их внутриотраслевого конкурентного положения и возможности превращения их в сильных конкурентов.
На основе результатов анализа привлекательности отраслей и конкурентоспособности бизнес-единиц определяется стратегическое положение каждого подразделения диверсифицированной компании. Для этого используется матрица Мак-Кинси—General Electric («привлекательность отрасли — конкурентоспособность подразделения»).
1. Назовите основные этапы стратегического анализа диверсифицированной компании.
2. Какие параметры исследуются при проведении анализа реализуемой стратегии?
3. По каким параметрам происходит анализ и сопоставление отраслей, в которых работает диверсифицированная компания?
4. На что направлен анализ конкурентоспособности бизнес-единиц?
5. Опишите механизм использования матрицы Мак-Кинси при определении стратегического положения бизнес-единиц диверсифицированной компании.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2004.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.