Правило III

Правило II

Правило I

Прежде, чем оптимизировать код, обязательно следует иметь надежно работающий не оптимизированный вариант

("...прежде, чем класть все яйца в одну корзину - убедись, что ты построил действительно хорошую корзину").аким образом прежде, чем приступать к оптимизации программы, убедись, что программа вообще-то работает.

Создание оптимизированного кода "на ходу", по мере написания программы, невозможно! Такова уж специфика планирования команд - внесение даже малейших изменений в алгоритм практически всегда оборачивается кардинальными переделками кода. Потому, приступайте к оптимизации только после тренировки на "кошках", - языке высокого уровня. Это поможет пояснить все неясности и "темные" места алгоритма. К тому же, при появлении ошибок в программе подозрение всегда падает именно на оптимизированные участки кода (оптимизированный код за редкими исключениями крайне ненагляден и чрезвычайно трудно читаем, потому его отладка - дело непростое), - вот тут-то и спасает "отлаженная кошка". Если после замены оптимизированного кода на не оптимизированный ошибки исчезнут, значит, и в самом деле виноват оптимизированный код. Ну, а если нет, то ищите их где-нибудь в другом месте.

Помните, что основой прирост оптимизации дает не учет особенностей системы, а алгоритмическая оптимизация. Никакая, даже самая "ручная" оптимизация не позволит существенно увеличить эффективность пузырьковой сортировки или процедуры линейного поиска. Правильное планирование команд и прочие программистские трюки ускорят программу в лучшем случае в несколько раз. Переход к быстрой сортировке (quick sort) и двоичному поиску сократят время обработки данных как минимум на порядок, - как бы криво ни был написан программный код. Поэтому, если ваша программа выполняется слишком медленно, лучше поищите более эффективные математические алгоритмы, а не выжимайте из изначально плохого алгоритма скорость по капле.

Не путайте оптимизацию кода и ассемблерную реализацию. Обнаружив профилировщиком узкие места в программе, не торопитесь переписывать их на ассемблер. Сначала убедитесь, что все возможное для увеличения быстродействия кода в рамках языка высокого уровня уже сделано. В частности, следует избавиться от прожорливых арифметических операций (особенно обращая внимание на целочисленное деление и взятие остатка), свести к минимуму ветвления, развернуть циклы с малым количеством итераций: в крайнем случае, попробуйте сменить компилятор (как было показано выше - качество компиляторов очень разнится друг от друга). Если же и после этого вы останетесь недовольны результатом тогда...