Требования, предъявляемые к ПАУ.

Основными законодательными актами ПМР, устанавливающими требования к порядку разработки, издания и опубликования ПАУ, являются:

1. Закон ПМР от 7 мая 2002 года «Об актах законодательства ПМР»,

2. Положение «О порядке подготовки правовых актов и об общих принципах взаимодействия исполнительных органов гос. власти с Верховным Советом ПМР», утвержденным Указом Президента ПМР от 12 июня 2001 года.

К ПАУ предъявляются следующие требования:

1. ПАУ должен быть издан полномочным органом в пределах его компетенции.

Так, «ведомственные ПА издаются на основе и во исполнение Конституции ПМР, конституционных законов ПМР, указов и распоряжений Президента ПМР, а также по инициативе уполномоченных гос. органов в пределах их компетенции. Структурные и территориальные подразделения гос. органов не вправе издавать ведомственные ПА».[4]

2. ПА должен издаваться в определенном порядке.

Так, «к нормативно-правовым актам относятся: указы Президента ПМР, постановления Верховного Совета ПМР, приказы, инструкции министерств и ведомств ПМР, договоры нормативного характера. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».[5]

«Проект ПА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством ПМР. Согласование оформляется визами, которая включает в себя наименование должности руководителя ведомства и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Подготовка проекта ПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Срок подготовки и издания ведомственного ПА во исполнение законов, указов и распоряжений Президента ПМР не должен превышать одного месяца»[6]

3. ПАУ издается по установленной форме и подписывается соответствующим должностным лицом. Форма акта должна соответствовать принятым требованиям.

ПА должен содержать следующие элементы:

1.преамбулу,

2.части,

3.разделы,

4.главы,

5.статьи или пункты.

Статьи могут в свою очередь объединяться в главы. Главы в разделы. Разделы в части.»[7]

«Подписанный ПА должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт»[8]

4. Ведомственные ПА подлежат гос. регистрации в случаях:

«1. если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина,

2. устанавливающие правовой статус организаций, определяющие вопросы их ведения,

3. имеющие межведомственный характер, в том числе и акты, содержащие сведения, составляющие гос. тайну.

Гос. регистрация ПА включает в себя:

А) юридическую экспертизу ПА,

Б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта,

В) присвоение регистрационного номера,

Г) занесение в Гос. реестр ведомственных ПА»[9].

5. Законодательством предусмотрен определенный порядок опубликования нормативно-правовых актов.

Так, согласно ст.ст. 28,29 Закона ПМР «Об актах законодательства ПМР» все законы ПМР и иные НПА ПМР должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием считается публикация их полного текста в газете «Приднестровье», а также в «САЗ ПМР». Если НПА содержит сведения, составляющие гос. тайну, то официальному опубликованию подлежит только его наименование, реквизиты».

Согласно ст.31 данного Закона закон ПМР вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, если в нем не установлен иной порядок и сроки вступления в силу. Законы, которыми предусмотрено ужесточение ответственности, вступают в силу не ранее чем по истечении 14 дней после их официального опубликования.

Иные НПА вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок.