По х-ру распространения информационных потоков

Монохронные и полихронные культуры

Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры.

Эдвард Холл (основоположник науки МКК)

Лекция 2

Февраля 2012

 

Предмет курса МКК – синхроническое взаимодействие между культурами, т.е. взятое в настоящий момент времени их развитие. (*диахроническое – наоборот)

 

Разные культуры:

ü Разные этические группы

ü Расы

ü Религии

ü Нации

ü Субкультуры

ü Поколения (диахроническое взаимодействие)

 

Основные компоненты культуры:

1. Язык. Понятийно-логический и знаковый аппараты

2. Ценности: базовые и инструментальные

3. Нормы: регулируют поведение людей; содержат требования, как следует поступать человеку. Совокупность норм образует нормативную систему (ex, правовая система и т.д.)

 

Категории культуры:

Время и пространство.

ВРЕМЯ.

«Ритм жизни» - может быть медленный / быстрый

Обусловлен:

1) Психо-физиологией человека

2) Его культурной принадлежностью

3) Планирование времени

4) Ориентация на прошлое, настоящее или будущее

 

ПРОСТРАНСТВО

Личное, формируется с детства на подсознательном уровне.

Вопрос выражения отношения господства подчинения в организации.

 

Проблема типологии культур

3 основания:

Процесс и результат коммуникации во многом определяется степенью информированности его участников. В некоторых культурах существуют неформальные сети информации – высококонтекстные культуры (в них всегда все про всех знают)

Высокая плотность информационных сетей;

Необходимость лишь незначительного объема доп.информации.

Важны фоновые знания.

БÓльшая часть информации в высококонтекстной культуре заложена в людях и в условиях, окружающих данную ситуацию.

Ex, деловые переговоры – 10% успеха, 90% успеха – люди, их отношения в организации и т.д.

 

В низкоконтекстных культуре людям требуется детальная информация; они изначально недостаточно информированы и не придают значения фоновым знаниям. Решающее значение имеет письменный документ, бумага, а не отношения, коммуникация. Недоговоренность рассматривается как признак недостаточной компетентности (США, Германия, Швейцария).

 

- выделяются в зависимости от линейности (монохронные) / нелинейности восприятия времени.

Монохронные – Северная Европа, США

Время – то, что можно сэкономить, потерять.

→ «время – деньги»

Человек закрыт для других, когда чем-то занимается.

 

Полихронные – Латинская Америка, Россия, Ближний Восток

В 1 и тот же момент может выполняться несколько дел. Общение с человеком важнее, чем дело.

 

Контекст и время во многом определяют х-р движения информационных потоков, их скорость и формы распространения.

В некоторых культурах информация распространяется медленно, целенаправленно. В других – быстро и широко.

НО, ex, в России: в городе информация распространяется по определенным каналам, целенаправленно; в деревне, наоборот, - широко.

В монохронных культурах передаваемая информация всегда важнее той, которая находится в памяти.

 

 

2. Г. Хофстеде. По параметрам культуры:

1) отношение к власти – связано с признанием большей или меньшей зависимости одних людей от других. Это проявляется в отношениях родителей с детьми, учителей с учениками.

При сильно выраженной власти (в сознании) у представителя той или иной культуры отношение к авторитету равное у образованных и необразованных людей.

Иерархия – отражение неравенства общества в целом.

+ наблюдается тенденция к централизации власти.

При слабовыраженном отношении к власти иерархия отношений в организации означает неравномерное распределение обязанностей из практической целесообразности.

+ различается образ хорошего руководителя:

ü при сильно выраженном отношении – «добрый отец», это автократическая власть

ü при слабом отношении – это демократ, который обладает большим количеством идей

 

+ разное отношение к привилегиям:

ü при сильно выраженном отношении: способности, благосостояние, власть – нераздельны

ü при слабом отношении - способности, благосостояние, власть не зависят друг от друга

2) Маскулинность / фемининность

Маскулинность – доминируют материальные ценности, успех, движение по социальной лестнице, честолюбие, жесткость отношений, симпатия к сильным;

 

Норма:

для ученика – перфекционизм

для учителя – выдающиеся знания

в коллетиве – дух соревновательности

 

от начальника ждут принятия конкретных решений

 

Феминные: забота о ближнем, симпатия к слабым, охрана духовных ценностей, скромность.

Норма:

для ученика – средняя успеваемость

для учителя – нравственные качества, отношение к ученику

в коллективе – солидарность;

 

начальник руководствуется интуицией; конфликты улаживаются путем поиска компромиссов