По х-ру распространения информационных потоков
Монохронные и полихронные культуры
Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры.
Эдвард Холл (основоположник науки МКК)
Лекция 2
Февраля 2012
Предмет курса МКК – синхроническое взаимодействие между культурами, т.е. взятое в настоящий момент времени их развитие. (*диахроническое – наоборот)
Разные культуры:
ü Разные этические группы
ü Расы
ü Религии
ü Нации
ü Субкультуры
ü Поколения (диахроническое взаимодействие)
Основные компоненты культуры:
1. Язык. Понятийно-логический и знаковый аппараты
2. Ценности: базовые и инструментальные
3. Нормы: регулируют поведение людей; содержат требования, как следует поступать человеку. Совокупность норм образует нормативную систему (ex, правовая система и т.д.)
Категории культуры:
Время и пространство.
ВРЕМЯ.
«Ритм жизни» - может быть медленный / быстрый
Обусловлен:
1) Психо-физиологией человека
2) Его культурной принадлежностью
3) Планирование времени
4) Ориентация на прошлое, настоящее или будущее
ПРОСТРАНСТВО
Личное, формируется с детства на подсознательном уровне.
Вопрос выражения отношения господства подчинения в организации.
Проблема типологии культур
3 основания:
Процесс и результат коммуникации во многом определяется степенью информированности его участников. В некоторых культурах существуют неформальные сети информации – высококонтекстные культуры (в них всегда все про всех знают)
Высокая плотность информационных сетей;
Необходимость лишь незначительного объема доп.информации.
Важны фоновые знания.
БÓльшая часть информации в высококонтекстной культуре заложена в людях и в условиях, окружающих данную ситуацию.
Ex, деловые переговоры – 10% успеха, 90% успеха – люди, их отношения в организации и т.д.
В низкоконтекстных культуре людям требуется детальная информация; они изначально недостаточно информированы и не придают значения фоновым знаниям. Решающее значение имеет письменный документ, бумага, а не отношения, коммуникация. Недоговоренность рассматривается как признак недостаточной компетентности (США, Германия, Швейцария).
- выделяются в зависимости от линейности (монохронные) / нелинейности восприятия времени.
Монохронные – Северная Европа, США
Время – то, что можно сэкономить, потерять.
→ «время – деньги»
Человек закрыт для других, когда чем-то занимается.
Полихронные – Латинская Америка, Россия, Ближний Восток
В 1 и тот же момент может выполняться несколько дел. Общение с человеком важнее, чем дело.
Контекст и время во многом определяют х-р движения информационных потоков, их скорость и формы распространения.
В некоторых культурах информация распространяется медленно, целенаправленно. В других – быстро и широко.
НО, ex, в России: в городе информация распространяется по определенным каналам, целенаправленно; в деревне, наоборот, - широко.
В монохронных культурах передаваемая информация всегда важнее той, которая находится в памяти.
2. Г. Хофстеде. По параметрам культуры:
1) отношение к власти – связано с признанием большей или меньшей зависимости одних людей от других. Это проявляется в отношениях родителей с детьми, учителей с учениками.
При сильно выраженной власти (в сознании) у представителя той или иной культуры отношение к авторитету равное у образованных и необразованных людей.
Иерархия – отражение неравенства общества в целом.
+ наблюдается тенденция к централизации власти.
При слабовыраженном отношении к власти иерархия отношений в организации означает неравномерное распределение обязанностей из практической целесообразности.
+ различается образ хорошего руководителя:
ü при сильно выраженном отношении – «добрый отец», это автократическая власть
ü при слабом отношении – это демократ, который обладает большим количеством идей
+ разное отношение к привилегиям:
ü при сильно выраженном отношении: способности, благосостояние, власть – нераздельны
ü при слабом отношении - способности, благосостояние, власть не зависят друг от друга
2) Маскулинность / фемининность
Маскулинность – доминируют материальные ценности, успех, движение по социальной лестнице, честолюбие, жесткость отношений, симпатия к сильным;
Норма:
для ученика – перфекционизм
для учителя – выдающиеся знания
в коллетиве – дух соревновательности
от начальника ждут принятия конкретных решений
Феминные: забота о ближнем, симпатия к слабым, охрана духовных ценностей, скромность.
Норма:
для ученика – средняя успеваемость
для учителя – нравственные качества, отношение к ученику
в коллективе – солидарность;
начальник руководствуется интуицией; конфликты улаживаются путем поиска компромиссов