Конституция РФ как источник КП.

Понятие и сущность Конституции.

Конституция лат происхождения в переводе «установление, учреждение».

Под Конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы, либо всего народа в целом, либо отдельных социальных групп и слоёв в государстве и закрепляющий в их интересах важные начала общественного строя и государственной организации в соответствующей стране.

Первой писаной конституцией является Конституция США 1787 года. В этот же период в Европе была разработана 1791 года Конституции Франции и Польши. Норвегии – 1814 года, Китая – 1911 года/1982 года, Австрии – 1920 года, Мексики – 1917 года, Италии – 1947 года, Японии – 1947 года, ФРГ – 1949 год, Киргизия – 2010 года.

По форме К это всегда документ государства. Т.е. правовой акт, который принимается в особом порядке. По своему содержанию К всегда является политическим документом, поскольку главными вопросами её содержания являются вопросы власти, собственности, вопросы правового положения личности, а также вопросы устройства самого государства (форма правления, форма гос устройства, политический режима).

Виды конституции.

1. В зависимости от формы: писаные (это особый законодательный акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и неписаные; особый законодательный акт, либо несколько нормативных актов, которые официально провозглашаются основными законами страны) и неписаные (это совокупность различных законов, судебных прецедентов и устных обычаев).

2. По порядку принятия: принятие на референдуме; парламентом; учредительным собранием (выборный орган, образуемый специально для разработки и принятии новой конституции), может быть дарована (октроированная), иметь договорный характер (в рамках ЕС действует Лиссабонский договор, вступивший в силу с 1 декабря 2009 года).

3. По порядку внесения изменений и дополнений: гибкие (изменяются в том же порядке, что и обычные законы) и жесткие (для внесения изменений и дополнений требуются особые условия – квалифицированное большинство голосов в палатах Парламента; голосование в Парламенте и голосование на референдуме), имеющие смешанный характер (предполагает, что отдельные статьи конституции не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи изменяются в упрощенном порядке – Конституция Франции 1958 года).

4. От периода времени: постоянные и временные (принимаются либо на определенный срок, либо до наступления определенного события – ФРГ основной закон Германии, рассматривался как временный документ, действующий до момента объединения Германии; Временная К Ирака 1980 года).

5. По форме правления: монархические (1978 года Испании, 1947 года Японии) и республиканские (1787 года США, Франции 1968 года).

6. По форме гос устройства: унитарного государства (Италии 47 года), федеративного (Индии 50 года, Швейцарской Конфедерации 99 года), в некоторых федеративных государствах субъекты федерации могут сами принимать конституцию (США).

7. По политическому режиму: демократические и антидемократические (82 года Китай).

8. Формальная (совокупность правовых норм) и фактическая (реальные общественные отношения, которые существуют в обществе и государстве).

Преамбула - Вводная часть договора, важного акта и т.д., содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.

 

НПА, закон и подзаконный акт.

 

 

Основные черты конституции.

Они характеризуют К, как специфическую реальность, оказывающую воздействие на общественные отношения.

1) Конституция имеет основополагающий характер, поскольку она регулирует наиболее важные общественные отношения и при этом конституционное регулирование имеет обобщающий характер и главными задачами такого регулирования является

§ раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

§ в конституционных нормах четко и ясно отобразить суть общественных отношений, чтобы К нормы давали направление и определяли принципиальное содержание актов текущего законодательства.

2) К имеет прямое действие. Соответственно, данная хар-ка получает закрепление в ст.15 К, в соответствии с которой К нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении.

3) Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ст.2, определяет, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина, является обязанностью гос-ва.

4) Реальный характер конституции, т.е. соответствии Конституции фактически существующим общественным отношениям, и реальность Конституции во многом зависит от политической и социальной стабильности и от соблюдения режима законности и правопорядка.

5) Стабильный характер К, т.е. обеспечение длительного действия норм К без внесения в них существенных изменений и дополнений. Стабильность К достигается во-первых, путем предельной абстрактности К норм, во-вторых, путем особого порядка внесения в К изменений и дополнений.

К предусматривает главы 1,2,9 могут быть пересмотрены, с 3-8 возможно внесение поправок.

6) Народность К. Эту черту связывают с тем, что К выражает и характеризует волю народа. Народность К обуславливается следующими факторами:

· именно сам народ создает объективные предпосылки появления новой К, поскольку, закрепляемы в К общественные отношения являются результатом деятельности народа;

· народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии К; данное положение характерно для отечественных К, поскольку при принятии К 1936 года и 1977 года проводилось всенародное обсуждение проектов К, и К 1993 года была принята путем всенародного голосования;

Юридические свойства Конституции

Это её признаки, как основного государства.

1. Конституция – это НПА, и как всякий НПА К обладает следующими признаками (характеристиками):

- К состоит из норма права

- нормы К носят общеобязательный характер

- нормы К действуют независимо от их исполнения

- нормы К рассчитаны на многократное применения

- действие К норм обеспечивается принудительной силой гос-ва.

 

Особенности К норм

ü Для многих положений К характерно политическое звучание.

ü Нормы К имеют более высокую юр силу.

ü Внутри К имеются нормы, которые предопределяют содержание других ном самой К.

ü Некоторые нормы К изменяются в более усложненном порядке, чем иные её нормы.

 

2. К обладает верховенством, в частности, впервые в истории России данный принцип получил закреплении в самом тексте К (ст.4 ч.2). Верховенство означает, что в Российском гос-ве утверждается К строй и имеется стремление к созданию правового гос-ва. Во-вторых, верховенство означает, что в К заложена идея подчинения гос-ва К и праву. В третьих, означает, что в соответствии с её принципами, нормами и концепциями, должны строить свою деятельность все государственные органы, должностные лица, граждане и общественные организации. В четвертых, означает, что К РФ действует на всей территории РФ, в том числе и в республиках в составе РФ, которые также имеют свою К.

3. Высшая юридическая сила. Ст.15, ч.1 определяет, что К РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

- законы и иные НА не должны противоречить К

- органы гос власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать К.

Таким образом, высшая юр сила в отличие от верховенства характеризует место К иерархии НПА, действующих в РФ.

4. К является ядром правовой системы и базой текущего законодательства. Соответственно, К 1993 года предусматривает принятие НПА, которые развивают её положения и К делает это следующими методами:

Ø К прямо указывает виды ФКЗ и ФЗ, которые принимаются для более подробного регулирования определенных вопросов;

Ø К использует указания на то, что определенные общественные отношения регулируются ФЗ, но при этом не называется наименование или содержание акта (ст.36 ч.3);

Ø К предусматривает необходимость дополнительного регулирования общественных отношений, либо закрепление гарантий для их участников в акте текущего законодательства, но при этом не решается вопрос о виде акта и органе, который его принимает;

Ø К содержит нормы, из текста которых вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, которое обеспечивает применение данной К нормы (ст.46).

Функции К

Различные проявления её назначения, которые отражают роль основного закона, политики, жизни общества и государства и осуществление задач государства. Любой К независимо от соц системы свойственны следующие ф-ии:

1) учредительная

2) организаторская

3) внешнеполитическая

4) идеологическая

5) юридическая

    1918 года Способ принятия и порядок принятия (орган, который принял) Форма правления, органы гос власти и срок их полномочий Форма гос устройства, кол-вл субъектов (наименование)
     
     
     

 

1 Учредительная. Суть этой ф-ии состоит в том, что К, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой развития общества на следующем историческом этапе. Само слово учредительное понимается в том смысле, что К закрепляет то, что уже существует как результат влияния людей, либо создает предпосылки для новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут возникнуть без необходимой правовой базы, которая учреждается с принятием новой К.

2 Организаторская. Заключается в том, что К не только оформляет достигнутое, но и ставит новые задачи перед обществом и государством, а также стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы, общественные объединения, граждан действовать в духе основного закона.

3 Внешнеполитическая. Данная ф-ия К состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни общества, в то же время является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. К может рассматривается как важнейший информационный источник за пределами государства.

4 Воспитательная или идеологическая. Каждая К закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на её основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества. Институт собственности, семьи. Это преамбула К, а также раздел, посвященный правам и свободам.

5 Юридическая. К становится основой новых правовых систем и правопорядка. К сама регулирует общественные отношения и, как документ прямого действия, может быть основой для их возникновения. К дает импульс развитию зак-ва и принятию большого кол-ва НПА (ФКЗ, ВЗ, указы, постановления).