Мероприятия по облегчению адаптации детей к условиям ДДОУ

Оценка течения адаптации к ДДОУ

При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишется заключение о типе, течении, стадии и степени тяжести адаптации у данного ребенка (согласно классификации) и прила­гается (вклеивается в карту) лист адаптации.

Критериями завершения адаптации являются отсутствие забо­леваний и других отклонений в состоянии здоровья, стойкая ста­билизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне, хорошая работоспособность и успе­ваемость, успешное выполнение ребенком социальных функций, присущих его возрасту. При отсутствии этих критериев адаптация не должна считаться законченной, а детям необходимо проводить корригирующие педагогические и медицинские мероприятия. Все случаи возникновения у детей в период адаптации острых заболе­ваний и выраженных невротических расстройств должны расце­ниваться как ее срыв.

1.Вновь поступившим детям врачом в присутствии педагога
назначается индивидуальный режим дня с учетом сведений из
анамнеза, прогноза адаптации, данных первичного осмотра.

2.Медсестра должна ознакомить родителей с особенностями
адаптации к детскому саду и рекомендациями врача на период
адаптации.

3. Режим дня максимально должен быть приближен к домашнему. С этой целью в течение первых недель, иногда до месяца, в
зависимости от поведения ребенка, разрешается:

-сохранять все имеющиеся у ребенка привычки, даже если
они не соответствуют режиму группы или отрицательны по физиологической значимости;

- приносить из дома игрушки;

- присутствие матери (при выраженных нарушениях эмоцио­нального состояния в первые дни), которая должна помочь позна­комиться ребенку со взрослыми и детьми, а также при кормлении и укладывании.

4.Переводить ребенка на режим детского учреждения нужно
постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей.

5.В целях профилактики переутомления и перевозбуждения
нервной системы необходимо в первый период:

- сохранить время пребывания в детском учреждении, начиная с 2-3 часов, постепенно удлиняя до полной продолжительно­сти пребывания в группе;

с этой же целью удлинять время ночного и дневного сна на
1-1,5 часа;

—дневной сон в первую неделю лучше проводить дома;

- обеспечить ребенку в период адаптации состояние «теплового комфорта» путем некоторого утепления его, в связи с нарушением у многих детей в этот период терморегуляции и другихвегетативных функций;

исключить насильственное кормление и укладывание для сна;

- удовлетворять чрезвычайно острую потребность ребенка в
эмоциональном контакте с взрослым (путем ласкового обращения
к нему, организации игры рядом с взрослым, индивидуальной игры
с ним и т.д.). Не нужно вопреки желаниям ребенка привлекать его к
коллективной игре, занятиям. Необходимо дать ему возможность
постепенного привыкания к коллективу детей и персоналу путем
«наблюдения со стороны»;

-шумовой фон не должен превышать допустимого;

-необходимо обеспечить в группах необходимые условия для игр и занятий детей, прогулок, полноценного сна (достаточная площадь комнат, набор игрушек, пособий, наличие прогулочных площадок и др.);

В период адаптации не переводить ребенка из группы в группу.

В период адаптации не допускать переуплотнения групп детьми. Недопустимо принимать в группу сразу много новых детей. Принимать в ясельные группы в течение недели можно не более 1-2 детей, в дошкольные группы — 3—4 с тем, чтобы персонал мог действительно выполнять назначенный индивидуаль­ный режим и уделять детям максимум внимания. Прием следует организовывать в разные дни недели. Например, в понедельник принимается один ребенок, следующий в ту же группу — в среду или четверг и т.д. Таким образом, при норме до 20 детей в группе
прием осуществляется в течение полутора месяцев. Летом, перед
переводом детей из яслей в детский сад, из детского сада в школу,
прием новых детей желательно начинать не позднее 15 июля, так
как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остается меньше детей и воспитатель может уделить больше
внимания каждому вновь поступившему.

Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие
ребенка процедуры: делать инъекции, массаж, стричь волосы,
ногти и т.д. Все должно быть сделано до поступления, чтобы у ре­бенка не создавалось отрицательного отношения к учреждению.

При ярко выраженных нарушениях эмоционального состояния (изменение состояния носоглотки, легкое покраснение, отеч­ность, умеренные выделения из носа, температура тела, отрица­тельная динамика массы тела у младших детей) целесообразно на 2-3 дня прекратить посещение детского сада с соответствующей медицинской коррекцией. На фоне снижения сопротивляемости организма ребенка в период адаптации эти явления свидетель­ствуют о начавшейся активности сапрофитной флоры носоглотки
ребенка, а также флоры, попавшей путем контактного обсемене­ния от других детей.. Чтобы не допустить тяжелых заболеваний, необходимо направить ребенка домой.

Организация жизни детей в адаптационный период проводится не только врачом детского учреждения. Такая задача может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующей, врача, воспитателя, педагога, родителей. Нельзя допус­кать, чтобы персонал — няни, сестры, воспитатели — привыкали как к «неизбежности» к беспокойству, нервным срывам, капризам, плохому аппетиту, сну вновь поступивших детей.